Автошколы делают более управляемыми
ГИБДД и Рособрнадзор ужесточают контроль за образовательными организациями
Правительство РФ ужесточило требования к деятельности автошкол: с 1 апреля все образовательные организации обязаны иметь заключение ГИБДД о соответствии классов, автомобилей, площадок, тренажеров, литературы установленным нормам. Без этого документа выпускников автошкол не допустят до экзаменов. Соответствующие поправки внесены в постановление правительства и федеральный закон.
Правительство РФ внесло поправки в положение о лицензировании образовательных организаций (постановление №1490 2020 года). Автошколы с 1 апреля 2024-го обязаны иметь действующее заключение «о соответствии учебно-материальной базы», выдаваемое органами ГИБДД. Без этого документа не будет выдаваться образовательная лицензия и продлеваться старая.
ГИБДД инспектировала учебно-материальную базу автошкол и раньше: инспекторы проверяли учебные классы, площадки, литературу, методические материалы, тренажеры, автомобили. По результатам образовательным организациям выдавали соответствующее заключение. В 2021 году требование отменили, поскольку Рособрнадзор решил, что правило должно быть закреплено в федеральном законе. В течение трех лет заключение проверяли только у соискателей лицензий. Пакет поправок в закон «О безопасности дорожного движения» МВД подготовило, но это заняло три года: документ приняли только в середине 2023-го. Речь идет о большом пакете изменений, о котором «Ъ» рассказывал. Закон вступает в силу 1 апреля, вместе с ним и новое положение о лицензировании.
Ужесточение лицензионных требований позволит убрать с рынка «серые» организации, у которых по факту нет ни площадок, ни учебных классов, ни преподавателей, считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. По ее словам, существовавший ранее пробел позволял им демпинговать, обучая по незаконно сокращенным, а потому и более дешевым программам. Она также напоминает, что с 1 апреля по новому закону выпускника автошколы, у которой нет заключения ГИБДД, просто не допустят до экзамена. Это, по мнению Татьяны Шутылевой, будет более эффективным инструментом, чем ужесточение лицензионных требований.
По данным ГИБДД, на конец 2023 года в России действовало 7,2 тыс. автошкол, за год их количество сократилось на 339 штук.
Вступающий в силу 1 апреля закон, напомним, содержит ряд существенных нововведений. Иностранцы смогут пользоваться зарубежными правами в течение года после получения вида на жительство или российского паспорта, затем нужно получить российские права. Граждане, у которых нет стажа (минимум годового) управления легковым авто или грузовиком, больше не смогут открыть автобусную категорию D. Водители, у которых одновременно открыты категории B и CE (легковая машина и грузовик с прицепом), автоматически, без сдачи экзаменов, получат право управлять легковой машиной с прицепом (категория BE). Стаж управления легковой машиной должен быть не менее года.