«Сейчас стресс перешел из острой фазы в хроническую»

Психотерапевт Анна Бондаренко о росте спроса на психологическую помощью

В феврале 2024 года на «Авито Услугах» краснодарцы стали искать психологов на 13% чаще, чем годом ранее. Спрос на детских психологов вырос на 56%, а на семейных — на 15%. Количество предложений от психологов год к году увеличилось на 39%. О причинах такой динамики «Ъ-Кубань» рассказала краснодарский психотерапевт Анна Бондаренко.

Анна Бондаренко

Фото: предоставлено автором

«О росте спроса на психологов в Краснодарском крае говорит не только статистика “Авито Услуг”, я это вижу по своей практике, а также по отзывам коллег, которые единогласно заявляют об увеличении числа клиентов.

Стремительный рост спроса на услуги психологов зафиксирован после начала СВО на Украине. В 2022 году вместе с обострением тревожности и роста депрессивных расстройств увеличилось и количество обращений за помощью к специалистам, что вполне закономерно. Сейчас, по моим наблюдениям, стресс у кубанцев перешел из острой фазы в хроническую, условно говоря, стал привычным, что отрицательно сказывается на качестве жизни. К примеру, исследователи доказали прямую корреляцию между хроническим стрессом, тревожностью или депрессией матери и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также проблемным поведением у детей.

При этом популярность психологов росла и до СВО, просто более медленными темпами. Можно смело сказать: стереотип, что психологи полезны только психически нездоровым людям, ушел в прошлое. Психолог в качестве штатной единицы присутствует в детском саду, школе, частной медклинике, а с прошлого года — и в государственных поликлиниках. Активно позиционируется этот образ и в рекламе, кинофильмах, радио- и телепередачах, социальных сетях и т. п. То есть психолог уже естественно и прочно занял свою позицию в социуме.

Что же волнует жителей Кубани? Если в 2022 году поводом 80% обращений были панические атаки и тревожность, то сейчас наибольшая часть запросов касается семейных отношений и детей. И это объяснимо. Родители находятся в длительном напряжении, испытали ряд стрессов: потеряли партнеров, бизнес или работу, другие — родственников или знакомых на СВО, кто-то боится мобилизации своей или членов семьи, а многие просто утратили возможность планировать ближайшее будущее — свое и своей семьи, что тоже сильно пугает, так как всякая неопределенность психологически обессиливает. А когда родители напряжены, мама часто плачет, начинают тревожиться и дети. Как результат, снижается успеваемость в школе, дети “плохо себя ведут”. В семье начинаются конфликты, увеличивается потребление алкоголя, курения… Рано или поздно люди приходят к выводу, что сами они с этим справиться не могут, и просят о помощи специалистов.

И здесь возникает другая проблема. Многие хотят получить волшебную таблетку на первой же встрече, то есть скорую помощь. Здесь важно понимать, что на решение одной психологической проблемы может потребоваться от нескольких месяцев. Две-три сессии уходят только на выяснение причин проблемы и формирования доверия к специалисту.

К тому же получить ответ на свой вопрос — не значит решить проблему. Самое сложное — это научиться, к примеру, экологично выплескивать или контролировать тревогу. А это навык, формирование которого требует времени и терапевтической поддержки.

Стресс и депрессия напрямую влияют на здоровье и работоспособность. Иммунитет ослабевает, люди начинают болеть всем подряд. Способность концентрировать внимание тоже снижается, совершаются многочисленные ошибки, растет число конфликтов не только в семье, но и на работе — эффект накопительный. Если ничего не предпринимать, само не рассосется, это я могу сказать точно. Все это ведет к росту агрессии на улицах, в зоне риска дети и подростки, которые еще не научены сдерживаться, а школы переполнены, там некому следить за разгорающимися конфликтами. В своей практике я вижу увеличение числа обращений от родителей детей, говорящих о суициде и уже тайком пробующих причинять себе боль и вред.

При росте спроса на психологов сам институт психологической помощи в нашей стране в целом и регионе в частности развит очень слабо: нет ни доступных бесплатных служб помощи, ни групповой терапии, никто не знает номера горячих линий психологической помощи для людей, испытывающих трудные времена. Нам предстоит только начинать строить систему, где психологическая помощь станет общедоступной. А для этого нужна господдержка, как финансовая, так и законодательная».


Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram

Вся лента