«Все мои фильмы сначала обгаживают»
Творчество Алексея Балабанова — в публикациях «Ъ»
25 февраля исполняется 65 лет со дня рождения Алексея Балабанова — одного из культовых российских режиссеров девяностых и нулевых годов. Зрители его знают по фильмам «Брат», «Брат-2», «Жмурки», «Груз 200» и другим. «Ъ» проследил за творчеством режиссера по своим публикациям.
Впервые Алексей Балабанов упоминается в «Ъ» в заметке «Ялта будет изображать зимний Берлин» от 20 января 1994 года. Его имя перечисляется в числе других «звезд "новой волны" российской режиссуры», приехавших тогда на мероприятие. На тот момент в активе Балабанова был один полнометражный художественный фильм — «Счастливые дни» (1991). К выходу готовился второй — «Замок» по одноименному роману Франца Кафки. О его премьере «Коммерсантъ» выпустит полноценную рецензию.
О «Замке»
«Кафка написал притчу об отчуждении. Алексей Балабанов снял притчу о свободе. Методом простого сравнения находим искомый результат. Отчуждение и есть свобода».
Подробнее — в публикации «Ъ» «Узник замка К. переживает не самые счастливые дни», 12 марта 1994 года.
В дальнейшем «Ъ» делал рецензии на все полнометражные картины режиссера и неоднократно брал у него интервью. Публикации о творчестве Алексея Балабанова выходят и после его смерти в 2013 году.
Фильмография Алексея Балабанова
|
О первом «Брате»
«Алексей Балабанов увидел в нынешней жизни нечто не виденное прежде потому, что не встал ни на одну из точек зрения, так или иначе приличных теме. Традиционно-осуждающую (убивать плохо!). Покорно оправдательную (убиваю, а что делать?). И даже модно-куражистую (убивать, так грамотно)».
Подробнее — в публикации «Ъ» «Россию представит "Брат"», 7 мая 1997 года.
О «Брате-2» сразу после премьеры
«Фильм вообще-то мало пригоден к рецензированию — ибо написать о нем всерьез особо нечего. Особо издеваться тоже сложно по причине его неуязвимой тупизны, как и корить создателей: вот, неглупые вроде люди, а какое-то непотребство учинили… От сиквелов мало кто ждет, что они окажутся глубже, умнее, интереснее».
Подробнее — в публикации «Ъ» «Морганатический брат», 13 мая 2000 года.
О «Брате-2» спустя 20 лет
«Сегодня второго "Брата" можно расшифровывать чуть ли не как пророчества Нострадамуса, особенно удобно это делать, когда все "уже произошло": скажем, до 2014 года фраза "Вы нам еще за Севастополь ответите" звучала всего лишь как шутка на грани — но теперь-то понятно, Балабанов знал все наперед…»
Подробнее — в публикации «Ъ-Weekend» «А — Алексей Балабанов», 16 апреля 2021 года.
О «Жмурках»
«В "Жмурках" такая необычайная концентрация идиотов на квадратный метр, и их безусловный, всепроникающий идиотизм настолько заразителен, что восприимчивый зритель очень быстро начинает физически ощущать собственное тупение. Поэтому для правильного и качественного просмотра этой картины необходимо заранее "включить тупого"»
Подробнее — в публикации «Ъ» «Жмур и еще жмурее», 27 мая 2005 года.
О «Мне не больно»
«Кто бы мог подумать, что Алексей Балабанов, самый провокационный из российских режиссеров, сделает чистой воды мелодраму? Но именно это произошло. "Мне не больно" — мягкое, лиричное и грустное кино, без сочной сатиры "Жмурок", без зверств "Войны", без социального реваншизма "Брата", без декаданса "Про уродов и людей"».
Подробнее — в публикации «Ъ-Weekend» «Balabanov Super Light», 9 июня 2006 года.
О «Грузе 200»
«Проще всего интерпретировать эту картину в социальном, антисоветском ключе — и действительно, если у кого и оставалась ностальгия по социализму, то балабановский фильм отшибает ее напрочь: из него наглядно следует, что хотеть вернуться в советское прошлое — все равно что хотеть добровольно лечь в гроб».
Подробнее — в материале «Ъ-Weekend» «Прежних ошибок груз», 8 июня 2007 года.
О «Морфии»
«Многие журналисты обвиняли фильм в прямо противоположном грехе русофобии, называя его поделкой на потребу западного зрителя, жаждущего увидеть отвратительную Россию, состоящую из помоек, притонов и кладбищ. И это обвинение, так же как обвинение в ксенофобии, неотступно сопровождает Балабанова на протяжении десяти лет».
Подробнее — в материале «Ъ-Власть» «Скандалист-экзистенциалист», 1 декабря 2008 года.
О несбывшихся планах
«Я хочу завершить "Американца" — фильм, который бросил снимать когда-то. Я хочу предложить Майку Тайсону там сыграть. Он сейчас — очень востребованный артист, у него свой театр. У меня и сценарий для него готов, он довольно крепкий и уже даже опубликован в книжке».
Подробнее — в интервью режиссера «Я не любитель общаться с людьми», 8 октября 2012 года.
О критике
«Все мои фильмы сначала обгаживают, а потом они востребованными оказываются. Мне один бандит после одной картины сказал: "Это твой самый крутой фильм. Ну, конечно, после «Брата»"».
Подробнее — в интервью режиссера «Не боюсь, потому что я все придумал», 7 декабря 2012 года.
О последнем фильме Балабанова
«Дай бог, чтобы фильм "Я тоже хочу" оказался таким же магическим ритуалом, который совершил сам над собой Алексей Балабанов. После венецианской премьеры Балабанов говорил в интервью о своей болезни, о том, что это его последний фильм. Не только, как можно было понять, из-за недуга, но и в экзистенциальном смысле: подведение итогов, если не завещание».
Подробнее — в публикации «Ъ» «Место под колокольней», 7 декабря 2012 года.
О смерти
«Весть о смерти Алексея Балабанова упала тяжелым грузом — хотя даже не входившие в ближний круг были к ней как бы заранее приобщены, и сам режиссер к ней готовил и готовился. Он отправил на тот свет себя, "члена Европейской киноакадемии", в фильме "Я тоже хочу" и намекал на скорый уход в последних интервью, предупреждая, что "новых фильмов Балабанова, скорее всего, не будет"»
Подробнее — в публикации «Ъ» «Точность невозврата», 20 мая 2013 года.