Валерий Рашкин в глушь не торопится
Решение руководства КПРФ о смене партийной прописки экс-депутата уперлось в квартирный вопрос
Возвращение экс-главы московского обкома КПРФ Валерия Рашкина в «почти родной» Саратов по «рекомендации» президиума ЦК партии оказалось под вопросом. Как напомнила лидер саратовских коммунистов Ольга Алимова, чтобы встать на учет в местной партячейке, господин Рашкин должен выписаться из своего жилья в столице. Однако сам политик, потерявший мандат депутата Госдумы после условного приговора за незаконную охоту, говорит, что решения президиума о снятии его с партучета в Москве не видел и переезжать пока не собирается.
О том, что президиум ЦК КПРФ снял Валерия Рашкина с партийного учета в московском отделении и порекомендовал ему встать на учет в Саратове, в середине прошлой недели сообщили «Ведомости». Пресс-секретарь КПРФ, депутат Госдумы Александр Ющенко подтвердил этот факт “Ъ”, пояснив, что переезд в город, где господин Рашкин получил высшее образование, начинал политическую карьеру и с 1993 по 2011 год руководил обкомом КПРФ, нужен для усиления работы саратовской партячейки: «Есть партийное решение для направления его в саратовскую организацию, в которой он работал, проявил себя и имеет возможность дальнейшей активной партийной работы».
Между тем первый секретарь Саратовского обкома КПРФ, депутат Госдумы Ольга Алимова в возможности возвращения Валерия Рашкина сомневается.
«У нас (в уставе.— “Ъ”) прописано: как правило, он (член КПРФ.— “Ъ”) должен в первичном отделении находиться по месту прописки. Я не думаю, что он будет работать в Саратове, у меня большие сомнения в этом. Но, допустим, если он будет заниматься на федеральном уровне Приволжским округом, то может быть и прописан в Москве. Мы еще этот вопрос не обсуждали»,— заявила депутат “Ъ”.
В пункте 2.14 Устава КПРФ указано, что член КПРФ состоит на учете в первичном отделении, расположенном на территории того субъекта РФ, где партиец постоянно или преимущественно проживает. Кроме того, член КПРФ может состоять на учете только в одном первичном партийном отделении.
Не согласилась госпожа Алимова и с аргументацией господина Ющенко насчет «усиления работы» саратовской парторганизации. «Она у нас и так сильная. Валерий Федорович (Рашкин.— “Ъ”) все максимально сделал для того, чтобы она была сильной. Он оставил сильную партийную организацию, и мы эту марку держим»,— заверила депутат, напомнив, что у господина Рашкина «колоссальный опыт» работы в партии.
Другие саратовские коммунисты также отмечают, что, даже находясь в Москве, господин Рашкин продолжает участвовать в их мероприятиях и собраниях. «Мы с ним в хороших товарищеских отношениях, связи не теряли. У нас он регулярно в пленумах участвует, в конференциях. На протяжении последних десяти лет он всегда с Саратовом, раз в три месяца он у нас здесь»,— сообщил “Ъ” депутат Саратовской облдумы Владимир Есипов.
Сам Валерий Рашкин сказал “Ъ”, что с решением президиума ЦК еще не ознакомился: «Меня не известили, никто мне не звонил. Наверное, что-то принято, но мне надо посмотреть».
Он также напомнил, что вставать на партучет нужно по месту прописки. «Я прописан на Благовещенской, живу у сына, у меня есть карта москвича, а как вы знаете, ее дают только москвичам. У меня один вариант (партучета.— “Ъ”) — в Москве»,— подчеркнул коммунист.
Напомним, Валерий Рашкин с 1999 года был депутатом Госдумы, а с 2010 года руководил московским обкомом КПРФ. В апреле 2022 года он был приговорен к трем годам условно за незаконную охоту в Саратовской области, и в мае Дума лишила его депутатских полномочий, а столичные коммунисты — поста первого секретаря обкома.
Саратовский политолог Всеволод Колобродов полагает, что для местных коммунистов возвращение господина Рашкина было бы полезным: «Для обкома КПРФ это, разумеется, усиление, все-таки человек с большим политическом размахом и опытом. Что касается желания самого Рашкина, думаю, его немного: мало того, что жизнь московского политика отличается от жизни в провинции, так еще и "развлечения" в родном регионе привели политика к неприятным последствиям». А вот предсказать, насколько сильно этот переезд мог бы повлиять на политический климат в регионе, гораздо сложнее, добавляет эксперт: «Пик силы Рашкина в Саратовской области приходился на другое время, с другими элитами».