От импортозамещения к импортоопережению
Ученые добиваются и технологического суверенитета, и улучшения условий жизни россиян
Идет структурная трансформация экономики РФ, вынужденная беспрецедентными международными санкциями. Они сказались как на кооперационных связях, так и на логистических маршрутах и доступности традиционных экспортных рынков. Российский бизнес занят поисками новых приоритетов и новых возможностей.
Для того чтобы усилить роль инновационности в современной жизни России, недавно даже появился специальный термин — «импортоопережение». Он подчеркивает, что необходимо не только найти замену тому, что уже есть, но и предложить нечто абсолютно новое.
«В последние годы мы много говорим об инновационном развитии отечественной инженерной науки как в русле мировых трендов, так и в рамках продолжающегося импортозамещения. Добиться успеха в этом можно лишь в эффективном взаимодействии государства, бизнеса, научного сообщества. Нужен открытый всесторонний диалог»,— отмечает Валерий Белгородский, ректор РГУ имени А. Н. Косыгина.
Важным элементом такого диалога стал IV Международный Косыгинский форум, который проходил с 20 по 22 февраля 2024 года в Российском государственном университете имени А. Н. Косыгина. Партнером масштабного события стал «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО»). За почти пятилетнюю историю форум превратился в главную площадку для обсуждения «инженерной составляющей» развития России. На этот раз собравшиеся в РГУ имени А. Н. Косыгина ученые, эксперты и предприниматели решали, какие инновации и эффективные организационно-экономические механизмы способны повысить энергоресурсоэффективность и экологическую безопасность процессов и аппаратов в химической и смежных отраслях промышленности, как создать там необходимые условия для перехода к цифровой экономике и экономике замкнутого цикла.
На форуме также отмечалось, что успех перехода от импортозамещения к импортоопережению в немалой степени зависит от того, насколько эффективно будет налажен выпуск специальных, наукоемких малотоннажных реагентов, а также производство новых композиционных материалов различного функционального назначения. В частности, инновационных наноматериалов с новыми функциональными свойствами: антиадгезионными, биологической активностью и биомеханической совместимостью, заданной пористой морфологией и поверхностными свойствами. Такие материалы способны решать задачи импортозамещения в таких отраслях, как создание спецодежды, лечение ран различной этиологии, радиоэлектроника и тканевая инженерия.
Один из ведущих российских специалистов в области энергоресурсоэффективных экологически безопасных химических технологий, Наталия Кильдеева, эксперт Российского научного фонда, член экспертного совета Высшей аттестационной комиссии РФ, вице-президент Российского хитинового общества, завкафедрой химии и технологии полимерных материалов и нанокомпозитов РГУ им. А. Н. Косыгина, вместе со своими коллегами занимается разработкой экологически чистых инновационных технологий получения новых функциональных полимерных и наноматериалов. По словам Кильдеевой, основной вред окружающей среде наносят не столько сами производства полимерных материалов и изделий, сколько твердые отходы, в основном состоящие из отслуживших свой срок полимерной упаковки или текстиля. «Поэтому наиболее важными сейчас с точки зрения решения экологических проблем,— поясняет Наталия Кильдеева,— становятся разработки в области вторичной переработки и рециклинга полимерных материалов, когда хотя бы часть сырья сможет участвовать в новом производственном цикле, а не накапливаться на свалках и полигонах. В частности, проблема переработки текстильных отходов стала предметом обсуждения и здесь на форуме, где прошел круглый стол, посвященный созданию научного задела для разработки и внедрения отечественных технологий получения новых видов искусственных и синтетических волокон и иных перспективных материалов в результате утилизации текстильных отходов».
Еще одно перспективное направление, призванное уменьшить загрязнения окружающей среды, которым занимается профессор Кильдеева вместе со своими коллегами из РГУ им. А. Н. Косыгина,— это разработка инновационной упаковки и новых материалов медицинского назначения на основе полисахаридов или биодеградируемых полиэфиров. Эти материалы способны в течение нескольких лет, а то и месяцев разлагаться в почве под действием микроорганизмов.
«К сожалению, такие разработки, имеющие огромный инновационный потенциал, сдерживаются,— говорит Наталия Кильдеева,— поскольку у нас в стране нет производства полимолочной кислоты и других биодеградируемых полиэфиров (полигликолида, сополимеров лактида и гликолида, полигидроксибутирата и др.). Создание таких производств— актуальнейшая задача, из числа тех, что обеспечивают не только технологический суверенитет нашей страны, но и служат на благо человека, позволяя изготавливать рассасывающиеся в организме шовные нити, имплантаты, абдоминальные сетки, матрицы для выращивания органов и тканей и другие материалы для хирургии и регенеративной медицины».
Стоит отметить, что специалисты кафедры химии и технологии полимерных материалов и нанокомпозитов Университета Косыгина под руководством Наталии Кильдеевой и других профессоров создают инновационные материалы с новыми функциональными свойствами: антиадгезионными, биологической активностью и биомеханической совместимостью, заданной пористой морфологией, которые способны решать задачи импортозамещения в таких отраслях, как производство спецодежды, медицина, лечение ран различной этиологии, радиоэлектроника и тканевая инженерия. Работа над проектом «Термообратимые полимерные системы на основе полисахаридов для аддитивной технологии 3D-печати», выполняемая в рамках гранта Российского научного фонда, точнее, ее результаты удостоились публикации в авторитетнейшем журнале European Polymer Journal (IF 6).
По словам Кильдеевой, проект сфокусирован на решении фундаментальной проблемы направленного формирования и управления трехмерной структурой гидрогелей. Эта проблема приобрела особое значение с развитием новых методов создания композитных матриц для регенеративной медицины, в частности таких, как аддитивные технологии 3D-принтинга, для которых пока еще не разработаны научные основы и стратегии печати гидрогелевых матриц.
Поиски путей импортоопережения продолжаются, стоит лишь пожелать первопроходцам удачи на этом пути.