Самолеты — утром, ратификация — днем
Венгрия одобрила заявку Швеции в НАТО
Венгерский парламент ратифицировал в понедельник заявку Швеции на вступление в НАТО. Одобрение Будапештом членства Стокгольма в альянсе стало без преувеличения долгожданным: сначала из-за Турции, а затем из-за Венгрии шведам пришлось топтаться в предбаннике НАТО около полутора лет. На последнем этапе Швеции удалось завоевать благосклонность Венгрии благодаря визиту в Будапешт главы шведского правительства Ульфа Кристерссона и сделке по продаже стране четырех шведских истребителей, хотя венгерский премьер Виктор Орбан и отверг связь между двумя событиями.
Первый день весенней сессии венгерского парламента, открывшейся 26 февраля, получился насыщенным. Выслушав вступительное слово Виктора Орбана, депутаты приняли отставку президента Каталин Новак (“Ъ” подробно писал о ее причинах 12 февраля), проголосовали по кандидатуре нового главы государства — им стал председатель Конституционного суда Тамаш Шуйок, которого выдвинула правящая партия «Фидес», и даже успели почтить минутой молчания память Алексея Навального по инициативе лидера одной из оппозиционных партий. Правда, депутаты правящей партии и их коалиционные партнеры из Христианской демократической народной партии этот порыв не поддержали, оставшись демонстративно сидеть, пока оппозиционеры стояли.
Наконец, уже ближе к вечеру дело дошло до голосования по заявке на вступление в НАТО Швеции, единственным препятствием к чему после одобрения Турцией в январе оставалась лишь позиция Венгрии.
В итоге «за» проголосовали 188 депутатов, шесть высказались против.
Подобный исход не только не стал сюрпризом, но и был абсолютно ожидаем. После отчасти вымученного согласия шведского премьера Ульфа Кристерссона почтить визитом Будапешт до голосования в венгерском парламенте — аналогично тому, как он поступил в январе, в преддверии одобрения заявки его страны Турцией,— Виктор Орбан, по сути, гарантировал, что никаких препон на шведском пути в НАТО больше не будет.
При этом и прошлые претензии к шведам, из-за которых венгерская сторона тянула с одобрением заявки Стокгольма в НАТО целых 649 дней (по подсчетам издания Politico), были не особо конкретными. Чаще всего в Будапеште высказывали недовольство критикой Швецией нарушений верховенства закона и ущемления демократии в Венгрии, ссылаясь то на нелестный по отношению к венграм текст шведских учебников, то на комментарии, сделанные господином Кристерссоном еще до вступления в должность премьера.
Однако окончательно сменить гнев на милость венгерскую сторону, похоже, все же убедили отнюдь не личные извинения главы шведского правительства за прежнюю критику (если таковые вообще были), а вполне осязаемая договоренность.
В минувшую пятницу, незадолго до встречи в тот же день со шведским коллегой, господин Орбан заметил, что до голосования в нынешний понедельник стороны должны уладить некоторые «нерешенные военные вопросы и вопросы вооружений». И по итогам встречи глав двух правительств они, конечно же, были улажены.
Как сообщил 23 февраля на совместной пресс-конференции в Будапеште господин Орбан, Швеция согласилась продать Венгрии четыре истребителя Gripen шведского производства в дополнение к 14, которые уже используются венгерскими ВВС, а также пообещала, что производящая эти самолеты компания Saab откроет в Венгрии исследовательский центр в сфере искусственного интеллекта.
Все это, сказал венгерский премьер, «позволит значительно увеличить военный потенциал (Венгрии.— “Ъ”) и еще больше укрепить способность играть роль за рубежом», а также «поможет восстановить доверие между двумя странами».
Примечательно, что сразу после этой сделки Швеция, которая, как утверждали еще недавно в Будапеште, проявляла недостаточное уважение к Венгрии, была вмиг возведена в ранг надежного партнера страны.
В частности, Виктор Орбан отметил давние исторические связи двух стран, упомянув ключевую роль Стокгольма в предоставлении убежища венгерским беженцам во время кризиса 1956 года (когда там вспыхнуло антикоммунистическое восстание) и поддержку скандинавского королевства во время переговоров о вступлении Венгрии в Евросоюз в 2004 году.
Но при всем этом господин Орбан решительно отмахнулся от утверждений, что обещание ратифицировать членство Швеции в НАТО прямо связано с договоренностью по истребителям. «Это не деловая сделка. (Связывать.— “Ъ”) членство в НАТО и Gripen — такой подход неправильный»,— заверил он журналистов.
Напомним, что, как и Финляндия, Швеция многие десятилетия без преувеличения гордилась своим нейтральным статусом, приняв решение о необходимости вступить в НАТО только после начала конфликта на Украине. При этом, будучи официально за пределами трансатлантического блока, Стокгольм принимал участие в ряде его операций — например, в Афганистане. Скорое вхождение скандинавской страны в НАТО не только упростит альянсу оборонное планирование и сотрудничество на северном фланге, но и обогатит его новыми ресурсами — новейшими подводными лодками, приспособленными к условиям Балтийского моря, и внушительным парком истребителей Gripen, которых так сильно жаждал и венгерский премьер.
К слову, еще до официальной ратификации шведской заявки венгерским парламентом в штаб-квартире НАТО пообещали устроить церемонию поднятия флага Швеции, своего 32 члена, уже в ближайшую пятницу.