Сделка полуавтоматом
Правительство стандартизирует продажу госимущества на особых условиях
Белый дом упрощает процесс приватизации госимущества на особых условиях — речь идет о так называемых инвестиционных сделках с приобретателями таких активов. Сейчас они совершаются в «ручном режиме» по распоряжениям правительства. В новой конструкции предлагается ввести «полуавтоматический режим» — процедурная часть будет едина для всех сделок, но решение правительства по каждой из них будет приниматься с участием Минфина, Росимущества и ФАС. До сих пор было проведено лишь порядка десятка таких сделок, нынешнее введение единых правил могло потребоваться для масштабирования практики и появления подходящих для этого активов — в том числе принадлежавших уходящим из РФ иностранным компаниям.
Правительство постановлением от 22 февраля установило правила отчуждения федерального имущества для привлечения инвестиций, модернизации и технологического развития экономики. Речь идет об инвестиционных сделках по продаже имущества, которые сейчас проводятся по отдельным решениям правительства. Как поясняет руководитель департамента по приватизации Российского аукционного дома (РАД, ключевая торговая площадка по продаже госимущества) Григорий Начинкин, такие сделки выведены из-под действия закона о приватизации государственного и муниципального имущества и порядок их проведения каждый раз содержался в отдельных решениях правительства.
Документ унифицирует процедуру: госорганы готовят предложения о проведении инвестсделок на активы в федеральной собственности, направляют предложения в Минфин, Росимущество и ФАС, которые оценивают целесообразность сделки и передают проект решения в правительство. В его решении уже будут указаны способ и сроки отчуждения, порядок определения цены и прочее.
Предусмотрены четыре способа отчуждения имущества: на открытых или закрытых торгах в форме электронного аукциона; без торгов, но на условиях поручений президента, премьера и профильного вице-премьера (сейчас это Дмитрий Григоренко); посредством внесения имущества в уставный капитал; через публичное размещение акций. При несоблюдении условий инвестсделки возможны штрафы, расторжение договора, возврат имущества или его изъятие в судебном порядке.
В РАД объясняют, что объектами сделок, как правило, были 100% доли в госкомпаниях, при этом инвестор-покупатель должен был выполнить ряд условий по сохранению профиля деятельности и по ее развитию. Государство в результате таких сделок получает в доход средства от продажи акций компаний и обязует инвесторов провести модернизацию мощностей, нарастить долю на рынке, сохранить персонал и т. д. Всего таких сделок по поручению правительства профессиональными агентами и Росимуществом было заключено около десятка (например, продажа АО «Сибгипробум», АО «Детская литература»).
Руководитель направления a.t.Legal Вадим Резниченко поясняет, что за периметром закона о приватизации остаются значимые объекты — например, природные ресурсы и зарубежная госсобственность.
По словам партнера департамента налогов и права компании ДРТ Антона Зыкова, возможностью продавать госимущество по спецрешению пользовались в исключительных случаях: при продаже «Газпрому» акций отдельных сохранявшихся в федеральной собственности компаний газовой промышленности, при передаче акций «Интер РАО ЕЭС» на баланс «Роснефтегаза». «Более подробное регулирование, скорее всего, понадобилось, чтобы применять механизм чаще и обеспечить единообразие его использования»,— полагает эксперт.
Потребность в единых правилах может объясняться появлением новых активов на балансе государства — напомним, сейчас продолжается передел собственности на фоне санкций и ухода из РФ иностранных компаний. В частности, вчера был опубликован указ Владимира Путина относительно финансового и нефтегазового секторов — правительственная комиссия по иностранным инвестициям была наделена правом давать президенту рекомендации по сделкам с долями российских компаний, принадлежащих «недружественным» нерезидентам.