«Все везде и сразу»: ритейл пустился во все форматы
Эксперты назвали точки развития торговых сетей и онлайн-магазинов в Петербурге и Ленобласти
В 2023 году российский ритейл не без труда справился с вызовами времени, обеспечив магазины необходимой продукцией, однако турбулентность в экономике и процессы ее адаптации к текущей ситуации по-прежнему сохраняются и в 2024 году. Новые форматы, точки роста, планы и тренды 2024 года, а также ключевые вопросы развития отрасли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — об этом на круглом столе, организованном ИД «Коммерсантъ» при поддержке розничной сети «Магнит» и «Natura», поговорили игроки рынка и представители власти.
Структура и доходность
В Санкт-Петербурге порядка 15% валового регионального продукта формируется ритейлом, объем налоговых поступлений в бюджет от данного сегмента составляет 38% доходов. Такие данные привел на мероприятии вице-губернатор Кирилл Поляков. По его словам, всего в регионе 27 тыс. торговых объектов, за прошлый год прирост составил 1,4 тыс. «Это позитивный факт в части продовольственной безопасности. Также ритейл является одним из самых крупных работодателей: в данной сфере задействовано 600 тыс. человек, или 19% от всего работающего населения Санкт-Петербурга. Оборот торговли составил 2,5 трлн рублей, что на 10% больше, чем показатель 2022 года, не считая инфляции»,— отметил господин Поляков.
В Ленинградской области почти 13 тыс. стационарных объектов торговли, из которых более 1 тыс. крупных. По удельному весу преобладают «Магнит» (489 магазинов), «Пятерочка» (363), «Дикси» (109), «Лента» (18), «Верный» (101), привела статистику Светлана Нерушай, председатель комитета по развитию малого и среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти.
Она отметила, что в 2023 году, согласно данным статистики, показатель доли торговых сетей в обороте розничной торговли снизился на 0,5% и составил 74,5% (в 2022 году — 75%). При этом доля малых и средних предпринимателей в обороте розничной торговли выросла на 1,2% и составила 10,2% (в 2022-м — 9%).
По словам Светланы Нерушай, начиная с апреля 2023 года было зафиксировано увеличение месячного товарооборота по отношению к аналогичному периоду 2022 года в сопоставимых ценах. В результате постепенно увеличивающийся показатель товарооборота в 2023 году компенсировал падение оборота, наблюдавшееся в январе — марте 2023 года. По итогу года данный показатель составил 688 млрд рублей, что на 6,6% больше в сопоставимых ценах по отношению к итогам 2022 года (в 2022-м — 610 млрд рублей).
Рост доли местных производителей
70% всего рынка ритейла в Петербурге составляют федеральные игроки, сообщил Кирилл Поляков. Однако власти заинтересованы в новых форматах сотрудничества, а также в продвижении региональных марок и проектов, таких как «Сделано в Санкт-Петербурге», совместной с Ленобластью программе — «Покупай Ленинградское» и другие. В целом спикер отметил рост доли отечественных производителей в ритейле.
В Ленобласти власти также лоббируют интересы местных производителей и подкрепляют это соответствующими соглашениями, заключенными с крупными ритейлерами, в частности с «Магнитом» и «Пятерочкой», пояснила Светлана Нерушай. За последний год снижения объемов местного производства не произошло. Более того, наблюдается тенденция увеличения присутствия товаров региональных производителей, с которыми заключаются долгосрочные договоры поставки, в том числе сельскохозяйственной продукции (к примеру, яйца) с фиксированной отпускной ценой (на срок от шести месяцев).
Ольга Колганова, директор Северо-Западного округа розничной сети «Магнит», подтвердила эту тенденцию: «Мы активно развиваем сотрудничество с местными производителями, ежегодно повышая товарооборот. Например, в Ленобласти и Петербурге по объемам приросли на 1 млрд, всего товарооборот составил 23 млрд рублей. За год прибавилось 60 новых местных поставщиков. В этом году готовим еще 20 контактов. Безусловно, это точка роста».
Покупка в один клик
Кирилл Поляков сообщил, что в Санкт-Петербурге 20% объема продаж идет через онлайн-торговлю. «Для сравнения, Москва нас только догоняет: у них этот показатель — 12,5%»,— акцентировал внимание вице-губернатор. Светлана Нерушай сообщила, что в Ленобласти в 2023 году почти вдвое увеличилось количество пунктов выдачи заказов Wildberries, OZON и других маркетплейсов в сравнении с прошлым периодом. Кроме того, интернет-торговля, в том числе доставка от крупных сетевых ритейлеров, выходит в зону садоводств, где невозможно поставить стационарный объект в силу градостроительных норм.
Сергей Носевич, собственник онлайн-гипермаркета мебели «НОНТОН», обратил внимание на изменения потребительского поведения. Опираясь на данные «Яндекса», он озвучил, что к ноябрю 2023 года доля людей, имеющих накопления, составила 58% против 44% к началу 2023 года, 52% составила доля тех людей, кто планирует в ближайшие полгода большие покупки. «Для рынка торговли — это позитивные цифры. В индустрии мебели показатели также достаточно интересные. Общее количество продаж увеличилось на 23% в рублях и на 33% в штуках. Это говорит о том, что рост продаж происходит не за счет инфляции, а за счет того, что люди, наоборот, стали покупать товара больше и дешевле. Еще три года назад клиенты покупали мебель среднего ценового сегмента, теперь они уверенно переходят в эконом-плюс и эконом среднего сегмента. Если говорить об общем объеме рынка мебели: в 2023 году он составил 500 млрд, а на следующей год планируется увеличение на 20%»,— обозначил тренд Сергей Носевич.
Еще одно из важных наблюдений в смене потребительских привычек заключается в том, что большинство выбирает гибридный формат покупки: приценились в рознице, но купили дешевле на маркетплейсе тот же товар, или наоборот. Поэтому компании важно поддерживать оба формата работы.
«В связи с высокой конкуренцией за потребителя бизнесам нужно действовать без промедлений, подстраиваться под рыночные условия и постоянно совершенствоваться. В первую очередь — снижать себестоимость продукции. Для этого сокращать количество посредников в цепочках (например, лишних поставщиков, переходить на собственные транспортные компании и так далее), оптимизировать процессы и применять искусственный интеллект в решении простых операционных вопросов и прочее. В целом, чтобы оставаться на плаву, помимо этого, еще нужно существенно расширять товарную матрицу, выделяться среди конкурентов, придумывая новые технологии продаж и форматы»,— пояснил Сергей Носевич.
Расширение форматов
Ольга Колганова заметила, что отрасль ритейла стремительно трансформируется и компании выходят на новые форматы работы. Например, чтобы освоить растущий сегмент маркетплейсов, «Магнит» купил KazanExpress, получив наработанный пул из 12 тыс. российских продавцов. Вскоре площадка заработает под брендом «Магнит Маркет». Платформа в сочетании с закупочной силой «Магнита», его сетью из 28 тыс. магазинов по всей стране и развитой логистической инфраструктурой, позволит ритейлеру стать значимым игроком в сегменте онлайн-торговли. Также в январе ФАС одобрила сделку по приобретению «Магнитом» 33,01% в «Самбери», ведущей торговой сети на Дальнем Востоке России. «Это дало нам возможность покрыть все федеральные округа страны. Непосредственно на Северо-Западе мы продолжаем наращивать темпы развития: ежегодно мы открываем 200 торговых точек, в этом году планируем к открытию то же число. Продолжаем развивать новый формат дискаунтера "Моя цена", уже больше 100 точек открыто на Северо-Западе. Планируем масштабировать проект жесткого дискаунтера "В1 Первый выбор"»,— рассказала госпожа Колганова.
Она добавила, что в этом году на Северо-Западе планируется запустить новый формат маленьких магазинов — до 100 кв. м, с минимальным набором основных продуктов. «Это ответ на запрос покупателя по экономии времени, срочной покупке рядом с точкой потребления»,— подчеркнула госпожа Колганова.
Также особое внимание компания уделяет логистике. В связи с этим в апреле 2024 года в Шушарах «Магнит» открывает распределительный центр на 32 тыс. кв. м на площадке «Русич».
Если «Магнит» из офлайна ищет выход в онлайн, то магазины «в сети», напротив, выходят в торговые залы. Так, «НОНТОН» планирует запустить в Петербурге флагманский магазин в формате продаж мебели в интерьерах. Торгово-общественное пространство будет включать также точки питания и детские комнаты.
Руководитель отдела оптовых продаж интернет-магазина «Доктор Слон» Ян Куликов рассказал, что компания активно начала осваивать офлайн-формат: «Мы решили открыть в новом формате магазины, чтобы наши покупатели приходили не просто за покупками, ну и получали комплекс услуг. В пространстве присутствует стоматологический кабинет, наш магазин с полным ассортиментом и кофейня, чтобы скоротать время перед процедурами. У нас есть магазины в Петербурге, Москве, Краснодаре, Казахстане, Белоруссии».
За соболями, ювелиркой и fashion-товарами
Евгений Гуменюк, генеральный директор Profit Management, отметил, что уже на протяжении 10 лет в петербургской агломерации держится минимальный ввод в эксплуатацию объектов торговой недвижимости. 2024 год обещает быть рекордным, в том числе за счет их объекта в Мурино — ТРК «Небо» на 38 тыс. кв. м. По словам Евгения Гуменюка, у людей сохраняется определенный запрос на появление в спальных районах петербургской агломерации районных торговых центров с широко представленной развлекательной составляющей. В целом емкость таких ТРК может составлять до 200 тыс. человек, что очень существенные цифры, по словам эксперта.
«На сегодняшний день происходит определенная локализация потребления: люди трепетно относятся к экономии своего времени и не хотят тратить его на дорогу в большой молл. Но не все районники могут позволить себе форматы сегмента развлечений из-за их невысокой доходности: арендная ставка и товарооборот не всегда отвечают запросам собственника или УК. Я полагаю, одним из трендов 2024 года будет запрос на глубокую реконцепцию ряда торговых комплексов»,— подчеркнул эксперт.
В целом, проанализировав товарооборот арендаторов собственных ТРК, команда Profit Management зафиксировала рост потребления. Самый высокий рост в общепите и ресторанах — более 35%, «ювелирка» — более 30%, фитнес-услуги — 11–12%.
Такую же тенденцию заметил Петр Миронов, руководитель отдела аренды ТРЦ «Охта Молл». Он добавил, что рост продаж заметен в сегменте электроники, где наблюдается большое число новых игроков. В целом Петр Миронов обобщил тенденции 2023 года по заполнению вакантных площадей после ухода иностранных брендов: «Мы увидели глобальное расширение отечественных сетей: "Снежная королева", "Лайм", "Глория Джинс" и другие. Некоторые бренды трансформировались и открылись под новыми названиями, но "смена вывески" не пошла на пользу. В результате позже часть ритейлеров продали свой бизнес уже российским собственникам. Например, ГК "Декатлон" продала свою сеть российской компании АРМ, Adidas — структуре владельца "Стокманна" и Lamoda Якова Панченко и так далее. Мы видим качественное развитие проектов отечественных дизайнеров, в том числе в рамках "Петербургского дизайна"»,— пояснил Петр Миронов. По словам спикера, людей стали привлекать новые форматы досуга в ТРК. Например, компания провела 12 ярмарок, семь выставок, в том числе «Мир в паутине», «Фестиваль роботов», «Океан Юрского периода». Оказался востребованным такой формат, как встреча с блогерами.
«Самая низкая вакансия за последние 10 лет, трафик по уровню 2019 года, самое большое количество открытий за последние пять лет в 2023 году»,— обозначил текущее состояние ТРЦ «Галереи» ее управляющий Дмитрий Зубков, добавив, что трафик составляет 23 млн человек в год. «2023 год давал максимальные возможности для роста продаж. В 2024-м среди вызовов — работа с персоналом, ассортиментом, логистикой, товаром, потому что большая часть fashion-товара поставляется из Китая, Турции. Надеемся, что российские производители начнут развивать в полной мере свое производство».
Руководитель компании LENA Илья Смирнов отметил рост продаж одежды, в том числе изделий из натурального меха: «Мы видим, что сначала был тренд на дубленки, "чебурашки". В этом году обратная тенденция — переход на натуральные меха: норка, соболь».
Счастье в кадрах
Проблема, которая коснулась и ритейла,— это кадровый голод. По словам Ольги Колгановой, компания работает в нескольких направлениях: первое — удержание людей на местах посредством усиления мотивации, второе — облегчение рутинного труда, например, во всех магазинах присутствуют кассы самообслуживания.
Денис Федоров, предприниматель, учредитель и генеральный директор сети «Мармеладная бочка», привнес в атмосферу дискуссии новый тренд в ритейле — ориентированность на счастье людей. Причем не только клиентов, которые получают услуги, но и персонала, который их оказывает. И одна из задач руководителей, по мнению Дениса Федорова,— обеспечить адекватные и достойные условия, заработную плату, качественную инфраструктуру для работы, чтобы человек на своем месте чувствовал себя счастливым.
Ольга Коль, профессор кафедры логистики управления цепями поставок СПбГЭУ, отметила, что сегодня существует дефицит грамотных логистов, потому что не выстроена система образования. Крупные транспортники и корпорации, например «Алроса», «Газпром», РЖД, озаботились своими кадрами, внедряя собственные программы обучения. Но где искать специалистов другим компаниям, в том числе ритейлу? «На сегодняшний день в стране не более 15 кафедр, которые так или иначе связаны с логистикой. Для современного рынка этого мало. Для сравнения, в маркетинге больше 100 кафедр»,— пояснила спикер. Ольга Коль акцентировала внимание на том, что в Петербурге их кафедра выпускает около 200 специалистов, в том числе по совместным с РЖД программам. Кроме того, вуз начинает активно сотрудничать с сетевыми компаниями, например «Магнитом».
Налоги и тренды
Екатерина Левон, директор практики корпоративного налогообложения «Технологии Доверия», рассказала о ключевых новеллах и вызовах в налогообложении. По словам спикера, сохраняется бюджетоориентированный подход налоговых органов, налоговые органы держат фокус на тех направлениях, которые потенциально могут привести к доначислениям в бюджет и глубоко и экспертно подходят к проверочным мероприятиям. Работа налоговых органов в настоящее время строится больше на предпроверочном анализе, все меньше осуществляется выездных проверок. «Последние несколько лет около 50% доначислений — это то, что представляет собой так называемая добровольная уплата по результатам предпроверочного анализа»,— подчеркнула госпожа Левон.
Определенное внимание контролирующих органов уделено трансграничным платежам. Здесь наблюдаются следующие основные акценты: введение налога у источника с платежей за внутригрупповые услуги, приостановка отдельных положений международных соглашений, что непосредственно повлияло на налоговую нагрузку, в том числе связанную с выплатами за рубежом таких видов доходов, как дивиденды, лицензионные платежи, проценты. Расширение списка недружественных стран непосредственно повлияло на уровень контроля в отношении операций с ними. Среди прочих тем экспертом была обозначена тема учета расходов на потери и недостачи: данная статья расходов всегда была актуальна ритейл-бизнесу, а поскольку данный вопрос законодательно не полностью урегулирован, то он сопряжен с рисками и требует дополнительной проработки на уровне налогоплательщика.