«Без искусственного интеллекта невозможно представить цифровое будущее»
Экономический обозреватель “Ъ FM” Константин Максимов — в программе «Деньги и биржи»
В рамках стратегии развития до 2026 года ВТБ выделил в качестве приоритетов розничный бизнес и технологии. Как банк планирует добиться технологического суверенитета? Как искусственный интеллект используется при работе с цифровыми активами? И каким образом подобный подход отразится на клиентах банка? Об этом экономический обозреватель “Ъ FM” Олег Богданов побеседовал со своим коллегой Константином Максимовым.
— Цифровые технологии — одно из ключевых направлений в развитии ВТБ, управление на основе данных лежит в основе стратегии. Насколько я понимаю, сегодня в бизнес-процессах банка используется более 800 моделей продвинутой аналитики, только за год их число увеличилось в 1,5 раза. Где искусственный интеллект применяется сейчас в банковской среде?
— Мне кажется, что банк, представляя новую стратегию, столкнулся в хорошем смысле слова с абсолютным новшеством, несмотря на то, что технологии ИИ применяются уже 10 лет. Они развивались, и только в последнее время весь мир говорит об искусственном интеллекте. До представления новой стратегии речь шла об отдельных технологических моментах, а теперь без искусственного интеллекта банк не может себе представить цифровое будущее и будущее вообще. Почему? Потому что практически везде он применяется — это и так называемый антифрод, то есть защита от мошенников, и кредитный скоринг, в котором, кстати, он первым начал применяться.
— Это определение качества заемщика, я так понимаю?
— Да, оценка рисков, возвратности, склонности к покупке, оценка склонности попадания под влияние мошенников. Направлений масса, но ИИ облегчает задачи, на которые раньше тратились драгоценные человеко-часы. Опять же, возвращаясь к той же розничной стратегии, мы говорили, что нужно качество, нужно предвосхищать фактически желания клиента и предлагать ему те продукты, на которые он уже ориентирован с учетом внешней среды. Соответственно, в этой новой стратегии практически каждый банковский продукт содержит в себе искусственный интеллект.
— Понятно, что современный банк без технологии искусственного интеллекта вообще невозможен, и в этом смысле сотрудничество того же ВТБ и МФТИ дает свои результаты. Вот как на эту тему рассуждает доктор физико-математических наук, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ Андрей Райгородский:
«Спайка науки и бизнеса, конечно, исключительно важна. Бывают самые разные задачи, в некоторых, может быть, не настолько важно, чтобы наука была передовой, но есть ряд задач, в которых без очень продвинутой науки жить невозможно. И мы это не понаслышке знаем, потому что с тем же ВТБ делаем исключительно наукоемкие проекты типа оптимизатора, криптоанклавов. Они требуют исключительных знаний, причем не только инженерных, но и сугубо математических. Здесь крайне важен тот фундамент, который мы, например, в Физтех-школе прикладной математики и информатики закладываем на младших курсах. И мы считаем это нашей главной фишкой, особенностью. Без этого невозможно сделаться выдающимся специалистом в области, невозможно делать серьезные наукоемкие задачи, создавать прорывные технологии».
— Я хочу обратить внимание на еще один немаловажный момент — ставка делается на раскрытие научного потенциала при развитии технологий. Мы понимаем, что банк таким образом невольно оперирует понятием «школа», потому что искусственный интеллект без человека все равно не создать. Пока ИИ не может сам создавать интеллект. В дальнейшем, возможно, это будет еще один этап, но пока такого нет. Поэтому школу нужно развивать. И в этом плане, конечно, это немаловажное сотрудничество — создание кадров для генерации искусственного интеллекта.
— Итак, я сформулирую основные технологические тренды, которые лежат в основе цифровой стратегии ВТБ. Первый — это технологический суверенитет, который означает не только импортозамещение, но и собственные разработки. Второй — незаметность. Это уровень качества сервисов.
— Когда банк предвосхищает желания клиента.
— Верно. И третий — максимальная персонализация, способность заточить продукт или комплекс продуктов под конкретного клиента и еще помочь ему определиться с выбором продукта.
— Все это подразумевает обработку больших данных, а для этого нужен искусственный интеллект.