Минздрав не питает инклюзий
Нижнему Новгороду не хватает специалистов коррекционного профиля в детсадах и школах
Департамент образования Нижнего Новгорода сообщает о серьезной нехватке педагогов для обучения детей с особенностями физического или ментального здоровья в детских садах и школах. Инклюзивные условия определяют психолого-медико-педагогические комиссии при учреждениях образования. Однако из-за дефицита профильных специалистов родители вынуждены ходить по поликлиникам и больницам, чтобы получить заключения врачей. Кроме того, школам не хватает сотрудников, которые должны сопровождать таких детей. Все это приводит к тому, что в Нижнем Новгороде не исполняется федеральный закон об образовании. Отчасти решить ситуацию должен муниципальный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, который откроется в 2024 году. Также депутаты предлагают ввести допвыплаты специалистам школьных комиссий.
Нижнему Новгороду не хватает специалистов коррекционного профиля — психологов-логопедов и дефектологов, в которых остро нуждаются детсады и школы, сообщил директор департамента образования мэрии Владимир Радченко на заседании комиссии думы по социальным вопросам во вторник. По федеральному закону об образовании такие сотрудники должны работать в школах и детских садах на постоянной основе, чтобы сопровождать в учебном процессе детей с ментальными или физическими особенностями развития.
Заключение о том, что ребенок нуждается в таком сопровождении, должны выдавать специальные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые, согласно закону, собираются при школе или детском саде. ПМПК определяют инклюзивные условия обучения детей вплоть до педагогических методик, подходов и инфраструктурных решений, поэтому в них должны входить педагог-психолог, дефектолог, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог, логопед, педиатр, невролог и детский психиатр.
Поскольку членами ПМПК являются, в том числе, штатные работники школ и детсадов, то участие в комиссии является для них дополнительной нагрузкой, которая компенсируется премией в 20% от оклада. При этом они несут персональную ответственность за решения, принятые комиссией.
В Нижнем Новгороде таких специалистов мало, собираются ПМПК не в положенном составе, все это вынуждает родителей водить детей по поликлиникам и больницам, собирая справки от разных специалистов, которые потом предоставляют в образовательное учреждение.
Такая схема разработана областным минздравом, чтобы частично решить проблему с нехваткой специалистов в учреждениях образования. В результате установленный врачами поликлиники или больницы диагноз ложится в основу решения комиссии, рассказал Владимир Радченко. В 2023 году ПМПК обследовали более 5 тыс. детей, больше всего — 1,3 тыс. человек — в крупнейшем Автозаводском районе Нижнего Новгорода.
Схема похода по поликлиникам за заключениями профильных специалистов вынужденная, но в этом случае федеральный закон об образовании в Нижнем Новгороде фактически не исполняется, отметили депутаты думы после выступления Владимира Радченко. «Конечно, заключения врачей в поликлиниках не могут считаться достаточным в таких вопросах», — подчеркнула председатель социальной комиссии Инна Ванькина.
Депутат и директор института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н. И. Лобачевского Михаил Рыхтик добавил, что аналогичная ситуация сложилась и с обучением студентов с инвалидностью или ограничениями здоровья. Он добавил, что директора школ жалуются, что сопровождать детей с особенностями развития или инвалидностью некому:
«С медицинской стороны мы явно не доводим эту работу до конца. Работая с директорами школ, часто слышу от них, что их фактически оставляют один на один с такого рода детьми. Этого не должно быть, необходимо медицинское участие, иначе мы запустим проблему».
Посовещавшись с Владимиром Радченко, депутаты решили создать рабочую группу и обсудить возможность дополнительных выплат сотрудникам, входящим в ПМПК, и обратиться к правительству Нижегородской области за решением этого вопроса.
Кроме того, отчасти решить проблему должен муниципальный психолого-педагогической центр медицинской и социальной помощи, который начнет работу в Нижнем Новгороде в 2024 году. Планируется, что он будет руководить специальными комиссиями и заниматься вопросами их формирования. Первый центр откроется в Московском районе.
В перспективе мэрия рассчитывает организовать сеть таких заведений в 2025–2027 годах, чтобы обеспечить права детей на образование, рассказал Владимир Радченко.