Ямные недоработки
Прокуратура требует через суд устранить дефекты на трассе М-4
Прокуратура Ростовской области подала в суд иск с требованием привести в нормативное состояние федеральную автомобильную трассу М-4 («Дон»). Ответчиком выступает государственная компания «Автодор», под управлением которой находится магистраль. Множество образовавшихся ям и выбоин на участке с 933-го по 1024-й км, говорится в исковом заявлении, угрожают жизни и здоровью участников дорожного движения. «Автодор» заверил, что все дефекты, указанные в заявлении прокуратуры, уже устранены. При этом в компании не отрицают, что указанный участок М-4 в целом «не удовлетворяет транспортно-эксплуатационным характеристикам», и связывают это с длительным отсутствием капитального ремонта и увеличившейся нагрузкой на дорогу после начала специальной военной операции.
В Ленинский районный суд Ростова-на-Дону поступил иск прокуратуры Ростовской области к государственной компании «Автодор». Соответствующая информация опубликована в картотеке суда. Иск был подан после проверки надзорным органом соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. «Установлено, что покрытие автодороги М-4 "Дон" не соответствует установленным требованиям, имеет многочисленные ямы и выбоины. Это угрожает жизни и здоровью участников дорожного движения»,— пояснили в прокуратуре.
В заявлении перечислены ряд участков трассы в рамках административной границы Ростовской области. Все они входят в состав М-4 с 933-го по 1024-й км. По данным ведомства, с начала прошлого года на М-4 произошло 128 ДТП, непосредственно связанных с повреждениями дорожного покрытия.
В рамках искового заявления суд может обязать «Автодор» привести дорожное покрытие на указанных в иске участках в соответствие с нормативами, уточняют в прокуратуре, речи о наказании компании за бездействие не идет. «Работы ведут подрядчики, за нарушения технологии и использование некачественных материалов их наказывают отдельно. Так, с начала прошлого года подрядным организациям вынесено шесть представлений, инициирован вопрос о привлечении их к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ»,— уточнили в надзорном органе. По указанной статье за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог должностным лицам грозит штраф до 30 тыс. руб., юрлицам — до 300 тыс. руб.
В пресс-службе «Автодора» “Ъ” заверили, что все дефекты, о которых идет речь в иске прокуратуры, уже устранены. «В среднем за сутки устраняется около 5 тыс. кв. м дефектов. В общей сложности дефекты дорожного покрытия уже устранены на площади более 67 тыс. кв. м. Работы выполняются круглосуточно, задействовано более 140 единиц техники»,— отчитались в компании.
В «Автодоре» подчеркнули, что М-4 «Дон» была передана в доверительное управление госкомпании только в 2010 году: на проблемный участок — с 933-го по 1024-й км в Ростовской области — капитальные работы «еще не успели прийти».
По данным компании, последний раз реконструкция здесь выполнялась в период с 1991 по 2008 год. «Существующая конструкция дорожной одежды на данном участке не удовлетворяет транспортно-эксплуатационным характеристикам, так, на более чем 60% протяженности участка М-4 модуль ее упругости значительно ниже нормативного. Проектные нагрузки, под которые рассчитывался участок, не отвечают текущим (фактическим) условиям эксплуатации: участок рассчитан под нормативную осевую нагрузку в 6 тонн и 10 тонн, тогда как согласно текущим требованиям нормативная осевая нагрузка для дорог с капитальными дорожными одеждами должна составлять 11,5 тонны»,— заявили в «Автодоре». В последние годы нагрузка на трассу существенно выросла, объяснили представители госкомпании. В частности, значительное увеличение интенсивности транспортного потока произошло в связи с закрытием аэропортов на юге России после начала военной операции на территории Украины. «Увеличение грузового потока на участке связано с перераспределением логистической цепочки грузоперевозок и перемещением специальной техники, а также осуществлением интенсивных перевозок грузов, включая сверхнормативные. Всего в 2022 году на участке с 933-го по 1024-й км М-4 "Дон" в Ростовской области было зафиксировано более 4,8 млн проездов грузовых автомобилей, в 2023 году — уже почти 6 млн проездов грузовиков. В общей же сложности в прошлом году по этому участку М-4 в Ростовской области проехало более 18,7 млн автомобилей»,— привели данные в «Автодоре».
В компании считают, что дефекты на дороге образуются из-за ее постоянной работы в режиме перегрузки, недостающей несущей способности дорожной одежды и многократных переходов температуры через 0°C в зимний период. Завершить все аварийно-восстановительные работы на участке с 933-го по 1024-й км трассы М-4 «Дон» в Ростовской области компания планирует в марте этого года.
Дорожники отчитались перед общественниками
Руководство Росавтодора представило в Общественной палате отчет о проделанной в 2023 году работе. Объем финансирования составил 921 млрд руб., после строительства и реконструкции в эксплуатацию введено 233,6 км дорог, после капитального ремонта и ремонта — 3,17 тыс. км дорог. 226 км автотрасс расширили с двух до четырех полос.
По итогам года 72,6% федеральных дорог (44,4 тыс. км) находятся в нормативном состоянии. По итогам 2021 года показатель составлял 76,1%, по итогам 2022 года — 72,7%, обратил внимание член общественного совета Росавтодора Игорь Дубровский. Часть федеральных дорог сегодня недофинансируется в части содержания, пояснил глава Росавтодора Роман Новиков (выделяется только 60% от предписанных постановлением правительства финансовых нормативов): «Мы уже ведем работу, чтобы наладить финансирование в полном объеме, но так соткан сегодня бюджет».
Данный тренд, по словам Романа Новикова, связан в том числе с приростом федеральной сети, в состав которой за последние годы включались региональные трассы, требующие ремонта. На эту проблему в ноябре 2023 года обращал внимание помощник президента Игорь Левитин, предложив обсудить этот вопрос «отдельно в правительстве». Он напоминал о том, что в 2027 году нужно привести в нормативное состояние 85% дорог, входящих в опорную сеть,— это 136 тыс. км трасс, включая федеральные и крупные региональные объекты.
Для того чтобы поддерживать дороги в нормативном состоянии, рассказал Роман Новиков, Росавтодор заменяет часть мероприятий на менее капиталоемкие: к примеру, вместо капитального ремонта делает обычный ремонт, на некоторых участках ограничивается только заменой покрытия.
Доля «федералок», которые будут приведены к нормативному состоянию, согласно материалам Росавтодора, к концу 2024 года может снизиться до 72,5%, но господин Новиков рассчитает, что показатель все же будет расти. После реконструкции и строительства Росавтодор планирует ввести 385,3 км дорог, после капитального ремонта и ремонта — 3,76 тыс. км.