Бренд на вырост
В Москве подвели итоги конкурса «Знай наших»
Организаторы конкурса растущих российских брендов «Знай наших» подвели итоги второго сезона: победителями в пяти основных номинациях стали 15 компаний, еще более 70 получили специальные призы в номинациях от партнеров конкурса. Победители получат поддержку в продвижении своей продукции на маркетплейсах, а также доступ к образовательным программам и участию в отраслевых выставках.
29 февраля были подведены итоги второго конкурса растущих российских брендов «Знай наших», организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ) и фондом «Росконгресс» при поддержке госкорпорации ВЭБ.РФ. Второй сезон стартовал 23 ноября 2023 года, а отбор финалистов проводился до 15 февраля 2024-го.
Цель конкурса — оказать поддержку перспективным российским брендам во всех регионах страны на фоне ухода с рынка западных компаний. По оценке помощника президента РФ Максима Орешкина, сокращение доли импорта с 19% до 17% в структуре российского ВВП подразумевает, что российские компании смогут занять освободившиеся ниши и заработать 3,5 трлн руб. Для таких компаний уже действует множество мер поддержки: «Если посмотреть на большое количество программ регионального развития, развитие туризма, вы увидите, что в каждой инициативе, в тех проектах, которые будут реализовываться, есть ниши для российских брендов», добавил он.
Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева отметила, что количество заявок на конкурс в этом году превысило ожидания, поэтому планка на следующий год теперь выше — 20 тыс. заявок. Партнеров конкурса, по ее словам, также стало больше и они предложили брендам уникальные возможности по продвижению в самых разных форматах. Председатель правления, директор фонда «Росконгресс» Александр Стуглев, в свою очередь, призвал участников подавать заявки и в следующем году — примеры же победителей позволяют и другим участникам взглянуть на свой продукт со стороны, усовершенствовать его и в следующий раз победить, а председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов призвал компании мыслить глобально, «продавать и продвигать себя на всех доступных рынках».
Товар лицом
Финалисты конкурса также были представлены на выставке в рамках форума «Сильные идеи для нового времени», прошедшего в Центре международной торговли. Вот истории некоторых из них.
«Крестецкая строчка», Новгородская область, специальная номинация «Наше наследие» (лидер — Антон Георгиев)
Фабрика «Крестецкая строчка» известна еще с 1860-х годов, когда было налажено массовое производство строчевышитых изделий. Сейчас это модернизированное производство с широкой линейкой. Здесь выпускают коллекции столового и домашнего текстиля, одежду и предметы интерьера. Каждый предмет бренда украшен уникальной ручной вышивкой. Изделия выполняются из премиальных натуральных тканей, одной из них является лен. Обучение технике крестецкой вышивки — процесс длительный. Чтобы сделать самый простой узор, мастера учатся от полугода. Их готовят на производстве в Школе вышивки, которая была запущена благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив.
ДНК (DNK Russia), Ростовская область, номинация «Креатив» (лидер — Ольга Коваленко)
Этот бренд одежды основан в 2015 году. На производстве в Ростове-на-Дону ежегодно выпускается десять коллекций сезонных вещей, верхней одежды, нижнего белья и аксессуаров для мужчин, женщин и детей. Бренд сотрудничает с госкорпорацией «Роскосмос», студиями «Союзмультфильм» и «Смешарики», Black Star Wear, телеканалом «Пятница», звездами российского шоу-бизнеса. В 2023 году бренд создал коллекцию одежды для фильма «Чебурашка».
«Ам-Ам», Брянская область, номинация «Продукты питания» (лидер — Дмитрий Цуркан)
Это бренд детского молочного питания компании «Брянский гормолзавод», которая с 2007 года выпускает более 50 видов продуктов для малышей. Среди них — творог, молоко, кефир, биолакт, молочные каши и коктейли, йогурты, а также мясные, овощные и фруктовые пюре в банках и паучах (мягких пачках). Для закваски используются чистые культуры молочных микроорганизмов.
«Краснополянская косметика», Краснодарский край, номинация «Потребительские товары» (лидер — Кристина Судеревская)
Это бренд, который больше 16 лет выпускает косметические продукты натурального происхождения, производство расположено в горах Красной Поляны. Для создания косметики используются природные ингредиенты, выращенные на собственной экоферме. Само производство работает на возобновляемой энергии от солнечной станции, сокращая тем самым углеродный след. Бренд также придерживается принципов регенеративного земледелия: все сырье для косметики выращивается на ферме вручную, без применения техники и использования пестицидов. Технологи создают ингредиенты из растений, собранных на ферме, в собственной лаборатории — это обеспечивает полную независимость от сырья из других стран, делая производство полностью автономным.
«Инновации детям», Челябинская область, номинация ИТ (лидер — Дмитрий Андреев)
Бренд разрабатывает и реализует инновационное ИТ-оборудование для образовательных организаций, в основе которого лежит технология дополненной реальности. Это интерактивные песочницы, скалодромы, физкультурные и игровые комплексы, умные зеркала. Технология позволяет задействовать проекцию, использовать специальные приложения и дополнительные гаджеты, применять инструменты на базе нейросетевых алгоритмов для распознавания звуков, слов, захвата изображения. Технология также может распознавать размер, цвет и геометрию объектов.
MOBITRUCK, Московская область, специальная номинация «Промышленный бренд» (лидер — Рафаэль Хабиров)
Под брендом выпускаются специализированные трейлеры, в том числе дома на колесах, мобильные офисы, фудтраки, мобитраки для медицинских нужд, мобильные лаборатории, полевые кухни, бани, передвижные тележки. Вся техника безопасна и соответствует всем необходимым нормам и требованиям. Продукция на 80% состоит из российских комплектующих.
Впервые конкурс прошел в прошлом году, тогда заявки подали 5 тыс. участников — растущих российских компаний с высокой степенью локализации производства. В этом году на участие в конкурсе поступило уже более 12 тыс. заявок — это почти в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Самыми популярными категориями стали «Продукты питания» и «Потребительские товары», а самыми активными регионами — Башкирия, Татарстан и Москва. Среди регионов, наиболее активно поддерживающих свои бренды, также отметили Удмуртию, Новгородскую, Нижегородскую, Мурманскую, Московскую, Ленинградскую и Саратовскую области. В номинации «Регион» победа досталась Москве.
Помимо пяти основных номинаций — «Продукты и питание», «Потребительские товары», «Креатив», «ИТ», «Высокие технологии» — также были объявлены 15 отраслевых и 4 специальные номинации, которые учредили партнеры конкурса. В числе последних — более 60 компаний и госкорпораций, включая АНО «Диалог», Федеральный центр компетенций, Роскачество, АНО «Национальные приоритеты», ВЭБ.РФ, ПСБ, Роспатент, Корпорацию МСП, Wildberries, Ozon, «Почту России», X5 Group, Фонд «Сколково», VK, «Вкусно и точка» и другие. Они учредили специальные призы для победителей.
Напомним, участниками конкурса могут стать представители малого и среднего бизнеса, чьи компании демонстрируют устойчивые темпы роста и высокую степень локализации производства. При выборе победителей учитываются темпы роста оборота за год, оценку партнеров проекта и регионов, где компания зарегистрирована, мнение жюри конкурса, участие компании в социальных проектах, а также — в проектах и программах партнеров конкурса. Отбор победителей был произведен на основании консолидированной экспертной оценки жюри, в состав которого входят представители партнеров конкурса, регионов РФ и АСИ.
Некоторые финалисты конкурса уже были представлены в рамках форума «Сильные идеи для нового времени», прошедшего в Центре международной торговли (форум также был организован АСИ и фондом «Росконгресс» вместе с ВЭБ.РФ, мероприятие проводится уже в четвертый раз). На площадке форума была организована выставочная экспозиция в виде «квартиры», в каждой комнате которой демонстрировалась продукция брендов-участников конкурса 2024. Выставку осмотрел президент РФ Владимир Путин. Сопровождали его глава АСИ Светлана Чупшева и директор специальных проектов АСИ, куратор конкурса «Знай наших» Михаил Хомич. Всего на выставке были представлены около 80 брендов-экспонентов из 27 регионов.
Лучшие бренды получают помощь в продвижении на крупнейших маркетплейсах и в торговых сетях, в ведущих СМИ, на федеральном телевидении и в новых медиа, возможности размещения наружной рекламы на уличных билбордах и на транспорте, а также грантовую поддержку, доступ к обучающим программам, бизнес-экспертам, членство в бизнес-объединениях, бесплатное участие в крупных мероприятиях.
Победители конкурса растущих российских брендов «Знай наших»
|