Apple отказалась от колес
Почему компания решила прекратить разработку собственного беспилотного авто
Apple решила закрыть один из самых амбициозных проектов — создание беспилотного электромобиля. Компания работала над ним в течение десяти лет. О закрытии направления сотрудникам на короткой встрече сообщил руководитель проекта Кевин Линч. Некоторых членов команды придется уволить, но часть спецгруппы перейдет в подразделение, которое занимается искусственным интеллектом. Еще несколько сотен инженеров по оборудованию и дизайнеров, возможно, подадут заявки на работу в других командах Apple, рассказали источники агентства Bloomberg.
Решение стало неожиданностью для коллектива. Еще две недели назад, по данным Департамента транспортных средств Калифорнии, Apple тестировала один из своих автомобилей на автономном управлении на шоссе в Саннивейле, штат Калифорния. Всего в экспериментальном автопарке 67 машин. Вероятно, руководители потеряли веру в коммерческий успех проекта, полагает директор по разработке ПО компании Evocargo Дмитрий Куликов: «Они с 2014 года начали развивать беспилотное направление и очень много раз меняли вектор, в том числе с точки зрения продукта.
Сначала это была система помощи водителю, которая должна была, условно, довезти водителя с сердечным приступом до больницы, потом перешли к полностью беспилотному управлению, затем проектировали свою машину, наконец, решали, что будут переоборудовать готовые машины в беспилотники. Кроме того, было много колебаний по поводу разных технологий. Был момент отказа от карт и перехода к полному (сетевому) предсказанию движения. Была и частая смена руководства.
Но основная проблема в том, что руководство поняло, что схема капитализации недостаточно продуманная, и, скорее всего, они не получат ожидаемой нормы прибыли, которую получают от других своих продуктов. Вкладывать сотни миллионов долларов в проект, который непонятно когда и сколько принесет денег, это невыгодно.
Они начинали создавать свой автомобиль, их лозунг был "как Tesla, только лучше", но поняли, что не успевают сделать это хорошо и не смогут заработать».
Для работы над беспилотным электромобилем компания Apple привлекала лучших специалистов автопрома, в том числе из Aston Martin, Lamborghini, BMW и Porsche. Планировалось, что выпуск автомобиля состоится в 2028 году. Расчетная цена достигала $100 тыс. Но в последнее время мировой спрос на электромобили стал падать, это объясняется высокими ценами и отсутствием инфраструктуры.
Кроме того, очевидно, что в ближайшие годы беспилотный транспорт не сможет выйти на дороги общего пользования, отметил генеральный директор компании «Электромобили+» Олег Томашев: «Главный камень преткновения в том, чтобы сделать дорогу безопасной, для этого нужно все машины переводить на автопилот. Если часть машин будет автономной, а другая управляться водителями, то безопасного движения не будет никогда.
Есть еще много нюансов, например, юридическая ответственность. Кто будет отвечать за беспилотный автомобиль: оператор, который отслеживает несколько машин; инженер, который разработал эту систему, или тот испытатель, который эту систему испытывал? Даже если автопилоты достигнут такого уровня, что можно будет спать на заднем сидении во время движения, все равно ответственность будет нести тот человек, который спит. И это лишь малая часть проблем».
За последний год автомобили Apple проехали больше 700 км, следует из отчета компании. Это больше, чем у конкурентов, которые тоже тестируют беспилотный транспорт. Но компания Тима Кука так и не смогла добиться разрешения на полностью автономную езду, водитель все-таки должен сидеть в салоне на случай внештатной ситуации. А у других разработчиков такой документ есть, например, у Waymo (принадлежит Alphabet) и Zoox (принадлежит Amazon).
Более того, Waymo уже занимается доставкой грузов и ездит по дорогам общего пользования. В России тоже есть такие примеры, они также относятся к коммерческому транспорту в логистике, напомнил главный архитектор в сфере искусственного интеллекта Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Роман Душкин: «Что касается легковых автомобилей, это должны быть полностью автономные единицы, которые не зависят от окружающего пространства, то есть машина может взаимодействовать с любыми другими объектами на дороге: машинами, придорожной инфраструктурой, центральной системой управления и так далее.
Прогресс в этой области есть, пример проехавшего по трассе М-11 автопоезда из грузовиков демонстрирует, что все реализуемо и возможно. Но с грузовыми автомобилями все намного проще. Чаще всего пускают грузовые автопоезда, в которых машины едут шеренгой. В первой машине чаще всего сидит человек, там есть АБС и системы помощи водителю. А все следующие за ней пустые едут гуськом друг за другом и ориентируются на первую машину. Соответственно, между ними должна быть связь. Другое дело, что стоимость этого пока не очень ясна. Не факт, что совокупная цена инфраструктуры беспилотных автомобилей, включая устройства для зарядки и передачи информации, будет меньше оплаты труда водителей».
Apple, по данным Bloomberg, отныне сосредоточится на проектах по развитию искусственного интеллекта, направление стало приоритетным для компании. На фоне новостей об отказе от разработки беспилотного авто акции корпорации выросли почти на 1%.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".