Соль не «Перцов»

Владелец адыгейского бренда взыскал с конкурентов 10 тысяч рублей за нарушение права

Владелец географического указания «Соль адыгейская» Аслан Хуажев смог взыскать через суд только 10 тыс. руб. за нарушение его конкурентами исключительного права на использование бренда. Ранее он судился с «дочкой» «Магнита», но проиграл дело. Юристы поясняют, что производители соли в Адыгее могут называть свой продукт «адыгейским» только после получения соответствующего свидетельства.

Фото: Мария Старикова, Коммерсантъ

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Краснодарского края, которым индивидуальному предпринимателю Аслану Хуажеву было присуждено 10 тыс. руб. за незаконное использование зарегистрированного за ним географического указания «Соль адыгейская». Бизнесмен рассчитывал получить 5 млн руб., сообщается в электронной системе инстанции.

Как следует из материалов дела, господин Хуажев является правообладателем географического указания «Соль адыгейская» для таких товаров, как «соль с добавлением приправ и пряностей» разных видов («Абадзехская», «Бжедугская», «Уляпская», «Уляпская йодированная», «Шапсугская»).

Ранее «Ъ-Кубань» со ссылкой на данные регионального УФАС сообщал, что бизнесмен Аслан Хуажев является правообладателем товарного знака «Адыгейская соль» на протяжении 20 лет. Продукцию под этой маркой он реализовывал через сеть «Магнит». Однако в 2018 году ритейлер стал продавать «Адыгейскую соль» производства ООО «ТД-холдинг» (дочерняя компания АО «Тандер», операционная «дочка» «Магнита»). В результате господин Хуажев подал в управление ФАС по Краснодарскому краю заявление о признаках недобросовестной конкуренции со стороны ООО «ТД-холдинг». По итогам рассмотрения заявления антимонопольная служба в октябре 2019 года признала действия ООО «ТД-Холдинг» по производству товара в схожей с заявителем упаковке нарушением закона «О защите конкуренции» и выдала предписание о его прекращении. Компания, не согласившись с таким решением, обжаловала его, и в итоге в сентябре 2020 года апелляционный суд счел эти выводы УФАС необоснованными.

Ответчиками по иску также выступили кубанский предприниматель Антон Хомченко, продававший соль через интернет-магазин специй от кубанского производителя «Перцов», и краснодарское ООО «Промагропак», которое занималось фасовкой продукта и администрировало сайт. Как отмечается на сайте ООО «Промагропак», компания более 15 лет занимается производством натуральных специй, пряностей, приправ, кулинарных добавок и продукции пасхальной тематики под торговой маркой «Перцов». При этом торговый знак интернет-магазина представляет из себя картинку с пометкой «Перцов. Произведено на Кубани».

Согласно закону, правообладатель при доказанности факта нарушения вправе не доказывать размер нанесенных ему убытков, а может потребовать компенсацию в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. в зависимости от характера нарушения, а также иных обстоятельств, исходя из соображений разумности и справедливости (либо в двукратном размере стоимости контрафактных товаров, на которых незаконно размещено географическое указание).

Рассматривая дело, суд посчитал доказанным факт нарушения исключительного права истца на наименование места происхождения товара «Соль адыгейская». Доводы ответчиков о том, что спорный товар нельзя отнести к уникальным продуктам, потому что он производится в разных регионах, отклонил, поскольку спорному геоуказанию предоставлена правовая охрана. Также суд учел, что ООО «Промагропак» в октябре 2022 года прекратило расфасовывать продукт с наименованием «Адыгейская соль», впоследствии финансовое положение ответчиков ухудшилось, а производственное предприятие было уничтожено в результате пожара. Отметив также, что истец не представил доказательств соразмерности заявленного размера компенсации последствиям нарушения, суды согласились с просьбой ответчиков о снижении размера компенсации до 10 тыс. руб.

Представитель «Промагропака» Сергей Крайних рассказал «Ъ-Кубань», что ранее по стране работало около 20 производителей адыгейской соли, но потом ИП Аслан Хуажев зарегистрировал это геоуказание и стал обращаться в суды за его защитой.

Глава краснодарской юридической компании «Бизбренд-Юг», специализирующейся на защите интеллектуальной собственности, Елена Акулова пояснила, что другие производители соли в Адыгее могут называть свой продукт «адыгейской солью» только после получения свидетельства о регистрации на географическое указание места происхождения продукта. «Если у производителей нет такого свидетельства, неважно, где они производят продукт, это будет нарушение, даже если соль — на самом деле самая что ни на есть адыгейская»,— резюмировала юрист.

Михаил Волкодав


Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram

Вся лента