Послушать Париж и умереть
Какие из европейских стран допускают отправку своих военных на Украину
В России и Европе второй день обсуждают заявление президента Франции Эмманюэля Макрона о возможности отправки на Украину сухопутных войск западных стран. В Москве сочли, что французский лидер пытается разжечь третью мировую войну, и предупредили, что иностранные контингенты сразу же станут законной целью для вооруженных сил РФ. В Европе мнения разделились: в то время как одни страны категорически отрицают возможность участия в подобной интервенции, другие этого не исключают, хотя и подчеркивают, что на данный момент соответствующих планов нет.
«Безумный авантюризм»
Сенсационное заявление Эмманюэля Макрона продолжает оставаться одной из главных тем как в Москве, так и в западных столицах. Спикер Госдумы Вячеслав Володин сравнил французского президента с Наполеоном, а его действия охарактеризовал как «безумный авантюризм». «Чтобы сохранить личную власть, Макрон не придумал ничего лучше, чем разжечь третью мировую войну. Его инициативы становятся опасными для граждан Франции,— написал Вячеслав Володин в своем Telegram-канале.— Прежде чем выступать с такими заявлениями, Макрону правильно вспомнить, чем это закончилось для Наполеона и его солдат, более 600 тысяч из которых остались лежать в сырой земле».
Вице-спикер Совета федерации Константин Косачев предупредил, что вооруженные силы натовцев, которые появятся на территории Украины, будут законными целями для российских военных.
«В этом ни у кого не должно быть сомнений»,— сказал он в эфире телеканала «Россия 24». При этом сенатор добавил, что ему не хотелось бы представлять такую перспективу «сколь-либо в реальных категориях». «И я надеюсь, что наша нынешняя ответная реакция на заявление Макрона остудит очень многие воспаленные умы на Западе, тем более что они вроде бы и без нашей помощи понимают, какие риски влечет за собой предлагаемая Макроном стратегия»,— отметил он.
Официальный представитель МИДа Мария Захарова также подробно коснулась этой темы в ходе своего еженедельного брифинга. «Слышим много абсурдных заявлений, но то, что позволил себе заявить президент Франции Эмманюэль Макрон, во многом “пробило дно”. Многие видели его агрессивные заявления о вероятности отправки войск ЕС на Украину и создании “коалиции по поставкам ВСУ дальнобойного оружия”. Впрочем, во многом это была работа на публику, чтобы воодушевить киевский режим и тех людей, которых “тащат” в украинские военкоматы, что все не зря и заграница всегда будет с ними»,— заявила она.
По словам Марии Захаровой, «ни для кого не секрет, что военнослужащие целого ряда стран НАТО давно уже находятся на Украине и активно помогают ВСУ, в том числе в эксплуатации передаваемых Киеву западных систем вооружений». «При этом Эмманюэль Макрон две недели назад отрицал какое-либо участие представителей Франции (наемников, силовиков) в конфликте на Украине и говорил о том, что наемничество запрещено по французским законам»,— напомнила она.
19 января в МИД РФ был вызван посол Франции в Москве Пьер Леви. По сообщению российского внешнеполитического ведомства, на встрече ему были предъявлены факты «все большей вовлеченности Парижа в конфликт на Украине». Перед этим Министерство обороны РФ заявило, что 16 января ударом российской армии в Харькове было уничтожено здание, в котором располагались иностранные наемники, в основном французы.
Вместе с тем во вторник и среду ряд европейских СМИ со ссылкой на информированные источники сообщили, что на Украине находятся не только западные наемники, но и кадровые военные, включая спецназ. «Все знают, что в Украине есть западные спецназовцы, они просто не признали это официально»,— сказал, в частности, один из собеседников британской газеты Financial Times. По данным же немецкой газеты Bild, большинство военных из стран—членов НАТО, находящихся на Украине, «помогают с настройкой программного обеспечения западного высокотехнологичного оружия, такого как средства ПВО и крылатые ракеты».
Ранее власти РФ неоднократно предупреждали страны Североатлантического альянса об опасности непосредственного участия их кадровых военных в боевых действиях на Украине.
«Последствия возрастания риска перехода конфликта в прямое столкновение НАТО с Россией могут быть самыми непредсказуемыми»,— заявила в среду член российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Юлия Жданова (цитата по ТАСС). По ее словам, власти РФ не исключают, что «новая “порция” натовских солдат может прибыть на Украину вновь под легендой наемников, которые уже управляют комплексами ПВО, оперативно-тактических ракет и РСЗО, входят в состав штурмовых отрядов».
«Стратегическая дилемма»
По информации Bild, ряд стран действительно готовы рассмотреть возможность отправки большего числа своих военнослужащих на Украину — среди них Франция, Великобритания, Польша и страны Балтии. Власти этих стран, впрочем, по-разному высказываются об этой перспективе.
Как ранее писал «Ъ», уже после выступления Эмманюэля Макрона министр обороны Франции Себастьен Лекорню пояснил, что речь идет не о масштабной операции вооруженных сил какой-либо из европейских стран на территории Украины, а, к примеру, об отправке туда групп саперов и военных инструкторов. По его словам, такие действия не будут означать, что Франция является «соучастницей» конфликта.
В канцелярии британского премьера Риши Сунака же заявили, что у Великобритании «нет каких-либо планов, предполагающих крупномасштабное развертывание (войск.— “Ъ”) сверх того небольшого числа военнослужащих, которые уже находятся в стране, оказывая поддержку вооруженным силам Украины».
Польский премьер Дональд Туск заявил, что «Польша не планирует высылать свои подразделения на территорию Украины».
Между тем в Министерстве обороны Латвии агентству DPA в среду заявили, что у Риги нет категорических возражений против сценария, описанного Эмманюэлем Макроном. «Латвия по-прежнему изучает много различных возможностей по усилению поддержки Украины. Если страны—члены НАТО достигнут договоренности об отправке войск на Украину, то Латвия рассмотрит возможность своего участия»,— сказали журналистам в ведомстве.
Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис в среду заявил, что «очень положительно оценивает» и «поощряет начавшуюся дискуссию» об отправке военнослужащих западных стран на Украину.
«Ситуация, в которой мы сейчас находимся, выгодна только (президенту РФ Владимиру.— “Ъ”) Путину. Мы установили для себя все возможные красные линии и совсем не обсуждаем создание каких бы то ни было стратегических дилемм на Украине для российской армии»,— сказал он. По словам Габриелюса Ландсбергиса, сейчас еще рано говорить о том, о каких корпусах могла бы пойти речь, но «ни один вариант не может быть отвергнут сразу». Днем ранее министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас заявил, что речь идет прежде всего о тренировочных миссиях на территории Украины, а не о прямом участии западных военных в боевых действиях против России.
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас, в свою очередь, отметила, что на конференции в Париже, по итогам которой французский президент сделал нашумевшее заявление, «речь не шла о переброске войск». «Это не было предложением. Возможно, что-то потерялось при переводе. Это сейчас не является темой переговоров. Сама Эстония за два года не обсуждала возможность отправить войска на Украину, так как наша страна исходит из того, о чем просят украинцы»,— сказала она в среду (цитата по «РИА Новости»). Сейчас украинцы, как следует из ее комментария, больше всего нуждаются в поставках вооружений и боеприпасов.
Между тем в среду активно продолжили высказываться и представители западных стран, исключивших возможность отправки своих военных на Украину.
Так, пресс-секретарь правительства Германии Штеффен Хебештрайт в ходе брифинга раскрыл некоторые подробности конференции в Париже, участие в которой в понедельник принял и канцлер ФРГ Олаф Шольц. По его словам, на форуме обсуждались возможные дополнительные меры поддержки Украины. «Французский президент тогда выступил с предложением, не нужно ли обдумать другие (варианты помимо поставок вооружений и иных видов помощи, предоставляемых Украине.— “Ъ”) — сухопутные войска или что-то подобное,— рассказал Штеффен Хебештрайт.— Канцлер затем довольно быстро высказался, оценив это предложение как не очень целесообразное. В течение вечера никто из присутствовавших не поддержал французскую инициативу».
При этом пресс-секретарь кабинета министров подчеркнул, что власти ФРГ не могут говорить за всех. «Канцлер Германии может говорить о немецких военнослужащих, канцлер может говорить о том, что совместно решается в рамках НАТО и Европейского союза,— сказал Штеффен Хебештрайт.— То, что делают отдельные страны, находится вне его сферы влияния».