«Главный акцент сделан на качество клиентских отношений»
Экономический обозреватель “Ъ FM” Константин Максимов — в программе «Деньги и биржи»
В числе основных задач, обозначенных ВТБ в рамках новой стратегии развития, поддержка малого и среднего бизнеса. С какими показателями банк подошел к новому стратегическому периоду? Каких аспектов клиентского сервиса коснутся изменения? И как развитие внешнеэкономической деятельности поможет укрепить бизнес внутри страны? Об этом экономический обозреватель “Ъ FM” Олег Богданов побеседовал со своим коллегой Константином Максимовым.
— Все, что касается малого и среднего бизнеса, является очень важным аспектом, особенно учитывая, что в последние годы именно этот сектор взял на себя большую часть, так сказать, экономической нагрузки, закрывая некие проблемы, которые могли бы возникнуть.
— Абсолютно.
— В том, что эти проблемы не возникли, большая заслуга ВТБ, потому что именно он активно обслуживал бизнес и наращивал клиентскую базу. Прежде чем понять, какая стратегия намечена на период до 2026 года, я бы хотел разобраться, какие основные направления развития были до конца 2023 года.
— За прошедший стратегический период ВТБ показал впечатляющие результаты. Удалось в 2,5 раза увеличить активную клиентскую базу, на данный момент в России банковский бизнес группы ВТБ обслуживает порядка 1,3 млн предприятий и предпринимателей. По оценкам банка, примерно каждый третий функционирующий бизнес в нашей стране пользуется их продуктами и сервисами. Эту статистику составляли на основании реальной рыночной активности, количества зарегистрированных в Российской Федерации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Кто еще может таким похвастаться?
— За прошлый год ВТБ показал просто замечательные результаты, к концу 2023-го кредитный портфель в сегменте малого и среднего бизнеса превысил 3,1 трлн руб. при темпе роста в 27%. Возникает вопрос: будут ли такие же темпы до 2026 года? Какие задачи стоят в сегменте малого и среднего бизнеса?
— Насколько я понимаю, ВТБ ожидает стабильный рост выше рынка по кредитам при сохранении хорошего качества портфеля. В цифрах они ориентируются на рост минимум в 1,4 раза с приростом клиентской базы в 50%. Главный акцент в стратегии делают на качество клиентских отношений. Кстати, возвращаясь немного назад, к теме розницы, там также постоянно звучало слово «качество». В этом считывается желание быть не просто банком, им важно предоставлять конкретный качественный продукт тем, кто хочет пользоваться именно им.
— Предлагаю обратиться к первоисточнику. Вот как руководитель департамента регионального корпоративного бизнеса и старший вице-президента ВТБ Руслан Еременко комментирует новые стандарты банка:
«Мы сосредоточены на ежедневном комфорте и выгоде клиента во всем. Для нас важно обеспечить персональное обслуживание. Банк проводит огромную работу по модификации практически всех областей деятельности: продуктов, сервисов, модели обслуживания, интерфейса и каналов. Сегодня для этого есть все инструменты и возможности, и мы уверены, что именно такой подход станет новым стандартом работы банковского сектора в целом».
Еще одно немаловажное условие — это пролонгация жизни малого и среднего бизнеса. Потому что можно разрабатывать очень качественные услуги и продукты, но нужно, чтобы и бизнес был достаточно жизнеспособен, особенно в текущих условиях. Кроме того, нужно обязательно сказать о ВЭД, внешнеэкономической деятельности ВТБ. У них есть что предложить малому и среднему бизнесу — это и фондирование, и финансирование в валютах дружественных стран. У банка большая корпоративная сеть и широкий спектр возможностей развития в этом направлении.
— И внешнеэкономическая деятельность малого и среднего бизнеса.
— Конечно, объемы операций в валютах дружественных стран должны расти, это одна из главных задач ВТБ. Это подчеркнул и старший вице-президент ВТБ Руслан Еременко:
«На сегодняшний день, безусловно, развитие внешнеэкономической деятельности с дружественными странами в их национальных валютах — это перспективная зона роста для экономики нашей страны. Много говорится о расчетах в юанях и развитии других альтернативных валют, например, рупий. В связи с этим для нас как банка, который исторически на этом специализировался, развитие международных расчетов в национальных валютах является одним из стратегических фокусов и приоритетов. Сейчас мы обладаем большой сетью загранбанков, филиалов в дружественных странах и, соответственно, внутренней платежной инфраструктурой, которая защищена от санкционного шантажа. С учетом нашего опыта, эти перспективы для нас вполне понятны и эти направления мы будем развивать. Наша цель — рост показателей внешнеэкономической деятельности в дружественных валютах, многократно опережающий рынок. Так, мы планируем нарастить нашу долю на рынке ВЭД в ближайшие годы в 2,2 раза».
Конечно, все стратегические решения, которые планирует ВТБ, должны поддерживать структурные преобразования в стране. То есть банку нужно совместно с государством осуществлять достаточно большое количество госпрограмм, которые способствуют увеличению темпов экономического роста и развитию малого и среднего бизнеса.
— Естественно, все это происходит в рамках новаций и цифрового перехода.