«Идеи были разные»
Вице-губернатор Кирилл Поляков о строительстве тоннеля под Московским вокзалом и развитии ВСМ
К 2028 году в рамках реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) территорию вокруг Московского вокзала ждут существенные изменения. Среди заявленных правительством предложений — организация в этой локации ряда дополнительных проездов. «Ъ-СПб» поговорил с вице-губернатором Санкт-Петербурга о магистральном тоннеле под Московским вокзалом, о трассировке и выкупе земельных участков для ее создания и о развитии территории второй остановки ВСМ в Обухово.
— Кирилл Валентинович, ранее вы заявили, что в рамках строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали под Московским вокзалом планируется прорыть тоннель, который свяжет улично-дорожную сеть по разные стороны железной дороги. Расскажите подробнее.
— Рассматривались разные схемы транспортного обеспечения нового терминала ВСМ. С учетом того, что по прогнозу у нас будет возрастать пассажиропоток с 2028 до 2035 года, мы понимаем, что сегодня площадь Восстания уже не справляется с теми транспортными задачами, которые на нее возложены. Учитывая, что сам терминал ВСМ будет немного сдвинут от Московского вокзала, нужно каким-то образом обеспечить туда подъезд.
Идеи были разные: построить сверху над железной дорогой путепровод, сделать там кольцевую развязку,— но от них отказались, ввиду того что это район исторической застройки, есть высотные ограничения и сами объекты технологически сложно реализуемые. Поэтому остановились на проекте туннеля, который был заложен в проект Генплана.
— Где именно будет располагаться тоннель и готовится ли уже конкурс на разработку проектной документации?
— Касательно развития территории, которую затронет устройство тоннеля, можно сообщить следующее: город в лице причастных комитетов совместно с РЖД на постоянной основе проводит работу по согласованию проектных решений, которые обеспечат транспортную доступность к терминалу. На данный момент в рамках проектирования терминала утверждена схема улично-дорожной сети, которая включает в себя этапы реализации, в том числе устройство тоннеля. Это позволит разгрузить сложный транспортный узел в районе Московского вокзала. Тоннель соединит улицу Черняховского с одной стороны и Товарный переулок — с другой. Конкурс на разработку проектной документации тоннеля будет сформирован согласно Генеральному плану города.
— Какой из городских комитетов будет курировать реализацию проекта ВСМ?
— Строительство тоннеля будет за КРТИ. Благоустройство — в большей части за комблагом. В этом году будет создана разделительная ведомость, где будет точно прописано, кто и за что отвечает со стороны правительства Петербурга. Какую-то часть объектов будет реализовывать РЖД в рамках своей инвестпрограммы, какую-то часть — АО «ВСМ», которое по концессии с Федеральным агентством железнодорожного транспорта будет в целом отвечать за весь проект по стране, включая всю стройку.
— Сколько времени может занять строительство тоннеля и какова стоимость такого проекта?
— Я, наверное, сошлюсь на слова президента России, который на совещании сказал, что ВСМ нужно запустить к 2028 году.
— В 2020 году в рамках Концепции развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла предлагалось построить тоннели между Московским и Финляндским вокзалами и между Финляндским и Балтийским вокзалами. Какова судьба этих проектов? Они заморожены? Насколько они приоритетны для города и когда могут быть реализованы?
— Никаких проектных проработок по этой теме не было. Это просто была идея, которая в свое время родилась после запуска МКЖД. Она заключалась в том, чтобы закольцевать движение по городу. Сейчас приоритетным для города является подписанное в рамках соглашения с РЖД по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла строительство диаметров. Для этого нам нужно построить Северо-восточный и Юго-западный обходы, чем активно занимаемся. После реализации обходов, которые достаточно дорогие и оцениваются около 600 млрд рублей, можно будет в рамках развития железнодорожного узла рассматривать другие проекты, а именно строительства диаметров, которые в свою очередь дадут импульс развития прилегающей к ним территории.
— В своем Telegram-канале вы писали, что одним из планируемых мероприятий в Петербурге в рамках строительства ВСМ является развитие территории Обухово, где может появиться еще одна остановка с привязкой к метрополитену. Могли бы рассказать об этом подробнее?
— В рамках проектирования ВСМ мы совместно с РЖД проговариваем и прорабатываем этот вопрос. Остановка сейчас находится в стадии проектирования, рабочее название — ТПУ Южный. Он пока достаточно сырой, и про него рано рассказывать какие-то подробности, но по организации остановки в доступности к Кольцевой автомобильной дороге, чтобы те люди, которым не надо в центр, могли удобно выехать и по Кольцевой уехать в другом направлении, в том числе в Ленинградскую область, такая идея есть. Во всех планах развития ВСМ запланирован второй остановочный пункт в Санкт-Петербурге, так же, как и второй остановочный пункт в Москве.
— В связи с этим возникает вопрос о трассировке. Уже понятно, где будет располагаться вокзал, разработан ли уже проект трассировки и какова его стоимость?
— Проект планировки территории линейного объекта, который будет включен в схему территориального планирования РФ, разрабатывает АО «ВСМ». Не могу сказать, сколько отдельно стоит проект трассировки, но весь проект ВСМ оценивается в примерно 1,7 трлн рублей.
Из Петербурга дорога будет идти по существующему ходу до Обухово, где будет расходиться. Существующий московский ход — он идет, как и шел, через Колпино, а новый ход — уходит в сторону Великого Новгорода. Там он обратно возвращается в районе Твери и идет до Москвы уже по существующему коридору.
— В рамках строительства коридора в пределах Петербурга, вероятно, возникнет необходимость выкупа земельных участков у частных лиц. Как это будет реализовываться и на какие средства?
— В рамках этого проекта есть участки, которые попадают под выкуп, но в основном в границах Санкт-Петербурга дорога идет по существующей трассировке, поэтому таких участков не много. Та земля, которая принадлежит городу, для расширения существующего дорожного хода будет передаваться безвозмездно. То, что надо будет выкупать у частных лиц, будет выкупаться Федеральным агентством железнодорожного транспорта как заказчиком проекта, а не городом. На это средства в рамках расходов на реализацию этого проекта заложены.