Образование ориентировали на светлое будущее
Владимир Путин дал второй шанс школьникам и очередной — реформе оплаты труда учителей
Обращаясь к Федеральному собранию, Владимир Путин не обошел стороной «накопившиеся» в школьном образовании проблемы. Глава государства обнародовал ряд инициатив, призванных закрыть дискуссионные вопросы последнего времени в этой области. Самые резонансные предложения при этом оказались не новы. В частности, глава государства предложил дать выпускникам школ возможность оперативно пересдать один из ЕГЭ, а также пообещал «на основе пилотных проектов» к 2026 году отработать новую модель справедливой оплаты труда учителей и других бюджетников.
Инициативы главы государства, как он сам подчеркнул, касаются «накопившихся» проблем. Так, Владимир Путин обещал помочь регионам отремонтировать все школы к 2030 году и обновить в них медицинские кабинеты, за счет федерального бюджета построить новые школы там, где приходится вводить «вторую и даже третью смены». Классным руководителям и кураторам групп в колледжах, техникумах в населенных пунктах, где живет менее 100 тыс. человек, с 1 марта 2024 года предложено вдвое увеличить федеральную выплату за классное руководство — до 10 тыс. руб. Советникам директоров по воспитанию из федерального бюджета будет поступать 5 тыс. руб. в месяц, «чего раньше не было».
Анонсировав фиксированные надбавки, Владимир Путин перешел к давней проблеме оплаты труда учителей и в целом работников бюджетной сферы. «Уровень средних зарплат по экономике в регионах разный, а значит, и доходы работников бюджетной сферы даже в соседних субъектах порой заметно отличаются. При этом работа учителя или врача везде одинаково сложная и крайне ответственная. Такой большой разброс в зарплатах от региона к региону несправедлив»,— отметил президент России, добавив, что проблема «давняя, очень сложная, капиталоемкая». Решив «не вдаваться в детали», Владимир Путин попросил кабмин в 2025 году отработать новую модель оплаты труда бюджетников в рамках пилотных проектов в субъектах, а в 2026 году — принять окончательное решение для всей страны.
В Минпросвещения не прокомментировали эту установку. Глава ведомства Сергей Кравцов лишь заметил, что вопросы поддержки педагогов находятся в министерстве «на особом контроле» и что в 2023 году в субъектах осуществлено «более 470 видов мер социальной поддержки на общую сумму свыше 53 млрд руб.».
Отметим, эксперимент, призванный сделать оплату труда учителей «более прозрачной» и установить единые суммы выплат для учителей в разных регионах, чтобы зарплаты «за одну и ту же работу не отличались в пять-шесть раз», ранее был анонсирован Минпросвещения в пяти регионах (“Ъ” рассказывал об этом 12 сентября 2021 года).
Причем разработать изменения решили после пресс-конференции президента РФ Владимира Путина еще в 2020 году.
«Мы давно просим ввести единую, прозрачную схему расчета заработной платы для всех учителей, но этого так и не произошло»,— заявил “Ъ” учитель математики, член совета профсоюза «Учитель» Иван Меньшиков. Проблема разрыва в заработной плате педагогов из разных регионов, уточнил он, «уже давно достигла критической планки», и пока ее не начнут «действительно решать, можно не ожидать прихода в школу большого количества молодых инициативных специалистов».
Между тем именно о привлекательности школ для перспективной молодежи говорил потом глава государства. Он утвердил строительство образовательных школ лидерского уровня в пяти регионах и заверил, что к 2030 году будет открыто 12 таких учреждений. В них, по замыслу президента, будут работать учительские команды, славящиеся своими «уникальными авторскими методиками». Что касается «содержания образования», для господина Путина очевидна «проблема расхождения образовательных программ и вопросов на экзаменах». Поэтому, настаивал президент, и «механизм ЕГЭ должен совершенствоваться». Он, в частности, предложил «дать выпускникам, что называется, второй шанс»: возможность пересдать ЕГЭ по одному из предметов. Причем сделать это до конца приемной кампании в вузы, чтобы успеть подать документы уже с учетом пересдачи.
Любопытно, что законопроект, который разрешал школьникам пересдать ЕГЭ в течение месяца, если их не устроил полученный по итогам экзамена результат, внесли в Госдуму депутаты от фракции «Новые люди» почти два года назад (“Ъ” рассказывал об этом 28 апреля 2022 года).
В Рособрнадзоре “Ъ” тогда заявили, что не поддерживают инициативу, и назвали содержащиеся в документе предложения избыточными. В четверг, откликнувшись на идею президента, в Рособрнадзоре сообщили, что готовы в кратчайшие сроки внести изменения в порядок и расписание проведения ЕГЭ. «Более детально схема реализации нововведения прорабатывается совместно с Минпросвещения и Минобрнауки,— добавили в ведомстве.— Данный вопрос требует синхронизации решений, принимаемых в части организации ЕГЭ, со сроками приемной кампании в вузы». Кроме того, вопрос организационно-технологического обеспечения планируют проработать и с регионами.
«Дать второй шанс выпускникам на пересдачу одного из предметов ЕГЭ без потери года — это отличная возможность сохранить их мотивацию реализовать жизненную траекторию в желаемом университете»,— поддержал в беседе с “Ъ” ректор ГУУ Владимир Строев. По его словам, часто бывает, что выпускники школ из-за сильного переживания не набирают достаточного количества баллов по предмету, хотя успеваемость и промежуточные аттестации говорят об обратном.
Профессор НИУ ВШЭ, академик РАО Виктор Болотов (в 2004–2008 годах возглавлял Рособрнадзор, стоял у истоков создания системы ЕГЭ в России) отмечает, что сама по себе возможность пересдать ЕГЭ не противоречит изначальной идее — «дать равные шансы поступить в университеты выпускникам из разных регионов». Однако важно тщательно проработать организационные моменты, добавляет он. «Нельзя перекладывать задачу на плечи университетов и внутренних приемных комиссий, так как это может привести к махинациям,— уверен господин Болотов.— Также важно сохранить систему, в которой работы проверяются по единым правилам, а не внутренним региональным или вузовским». По словам эксперта, проверяющим ЕГЭ придется работать в ускоренном режиме, «а для этого нужны дополнительные затраты и хорошее финансирование».
Высшее образование продолжит работать на технологический суверенитет России
В своем послании Федеральному собранию в 2023 году Владимир Путин анонсировал необходимость реформирования высшей школы и возвращения к отечественному опыту в системе образования. В этом году глава государства не инициировал крупных изменений и в основном вел речь о продолжении развития текущих проектов. В частности, он предложил продлить еще на шесть лет программу «Приоритет-2030», а рамках которой поддерживаются прогрессивные университетские инициативы, направленные на технологическое развитие страны. Увеличивать эффективность и перевооружение производства, по мнению президента, нужно в передовых инженерных школах, которые создаются на базе вузов. «Мы ставили перед собой цель — создать 50 таких школ. 30 из них уже создано, еще 20 запускаем в текущем году. Предлагаю расширить эту программу еще на 50 инженерных школ. То есть в общей сложности развернуть сеть по стране — сеть из 100 таких центров, которые будут готовить специалистов высшей квалификации и предлагать оригинальные технические решения, причем в самых разных областях: в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве, в транспорте, в социальной сфере»,— пояснил президент.
Владимир Путин уверен, что к 2030 году нужно «более чем вдвое» увеличить вложения государства и бизнеса в исследования и разработки, довести их долю до 2% ВВП через шесть лет и по этому показателю войти в число ведущих научных держав мира. «При этом существенно должны вырасти инвестиции в науку и со стороны частного бизнеса — не менее чем вдвое к 2030 году. Конечно же, главное — это эффективность таких вложений. Речь идет о достижении конкретного научного результата в каждом конкретном случае. Здесь нужно использовать позитивный опыт наших федеральных научно-исследовательских программ по генетике, сельскому хозяйству, проектов Российского научного фонда»,— заметил президент.
Также Владимир Путин пообещал в следующие шесть лет выделить 124 млрд руб. на ремонт вузовских общежитий, предложил увеличить количество запланированных к постройке университетских кампусов по всей России с 25 до 40 (на это уйдет еще 400 млрд руб. федерального бюджета) и повысить зарплату преподавателям фундаментальных дисциплин. Полина Ячменникова