С себя и спрос
Экономике предложено развивать предложение расширением потребностей
Программа экономического развития РФ до 2030 года, изложенная в четверг президентом в составе послания Федеральному собранию, выглядит как продолжение стимулирования тех отраслей внутреннего спроса, которые обеспечивают максимальный вклад в долгосрочный рост и перестройку экономики. В первую очередь это инвестиции в инфраструктуру, кадры, строительство жилья и демографию, в расчете на то что их спрос в условиях сокращения импорта обеспечит перезапуск внутреннего производства и рост экспорта. Поддержать процесс должны относительно недорогие системные меры поддержки бизнеса. Необходимые на это средства, как можно было понять президента, появятся в том числе за счет перераспределения налоговой нагрузки – увеличения ее на для более прибыльных компаний и домохозяйств и снижении ее для бедных, менее рентабельных секторов и инвесторов в приоритетные отрасли экономики.
Новый контур экономической политики, призванный очертить «круг работ» исполнительной власти на ближайшие годы, стал в 2024 году заметной частью послания президента Федеральному собранию. Он включает поддержку и развитие наиболее влиятельных трендов, проявившихся в экономике в результате реализации нацпроектов и системы стратегического планирования в целом — с поправками на потребности, которые Кремль считает приоритетными в условиях постепенной изоляции и «суверенизации» развития РФ из-за усиливающихся внешних ограничений, вызванных военной операцией на Украине.
В первую очередь это подтверждается планами властей по постепенному снижению доли импорта в ВВП до 17% (сейчас — около 21%), наращиванию несырьевого неэнергетического экспорта (рост на две трети к 2030 году) и экспорта продукции АПК на 50% к тому же сроку.
В остальном государство намерено продолжать поддерживать высокую управляемость отраслей экономики для продолжения ее адаптации к внешним ограничениям и стимулировать создание собственных производств с опорой на растущий внутренний спрос. Это видно и по направлениям вложений: при общем объеме госстимула до 2030 года около 10 трлн руб. среди приоритетов — социальная сфера с инвестиционным уклоном (продление семейной ипотеки и программы маткапитала), ориентированные на спрос борьба с бедностью и постепенное наращивание МРОТ (до 35 тыс. руб. к 2030 году) и привязанных к нему соцвыплат, а также вложения в привлечение инвестиций: это модернизация ЖКХ, расходы на которую подтверждены в размере 4,5 трлн руб. до 2030 года, включая частные средства, дополнительные затраты на программы промышленной ипотеки и субсидирования проведения НИОКР (120 млрд руб. на шесть лет), строительство кампусов на 400 млрд руб., докапитализация Фонда развития промышленности в размере 300 млрд руб., прощение двух третей бюджетных кредитов регионам (цена — около 200 млрд руб. в год) для реинвестирования этих средств, продление программы инвестиционных бюджетных кредитов и т. п.
Эти проекты должны одновременно обеспечить бизнес госзаказом, выстроить опору для развития собственного производства и поддержать высокий спрос на его продукцию, сделав рентабельными вложения компаний в такие проекты. Отдельного внимания заслуживают два новых нацпроекта: «Кадры» (попытка на длинном горизонте снять проблему дефицита рабочей силы; см. стр. 2) и «Экономика данных» (призван поддерживать высокий уровень цифровизации ради эффективности госуправления; затраты — 700 млрд руб. до 2030 года).
Поддержка экономических процессов будет развернута и в науке и образовании, для этого за счет триллионной госпрограммы и удвоения вложений частных средств предполагается нарастить вложения в исследования и разработки до 2% ВВП, частными инструментами этой работы станут повышение оплаты труда преподавателей вузов (правительство запустит пилотные проекты с 1 сентября 2024 года) и продление программы «Приоритет 2030» (с 2025 года обойдется в 190 млрд руб.).
Готовится и финансовая инфраструктура для возврата госсредств и привлечения частных инвестиций в экономику, в частности Минфину поручено запустить программу безотзывных сберегательных сертификатов (как источника длинных денег в финансовой системе): «заманивать» в нее граждан после провалов и заморозок прежних вариантов выстраивания системы накоплений предполагается двукратным (до 2,8 млн руб.) повышением страхового потолка в сравнении с депозитами.
Продлевается и развивается и ряд регуляторных инструментов: отметив рекордный рост числа новых компаний в 2023 году, Владимир Путин пообещал поддерживать клиентоцентричную позицию государства по отношению к бизнесу.
Так, правительству поручено решить вопрос компаний МСП+, в частности за счет обеспечения плавного увеличения налоговой нагрузки для растущих компаний при переходе с «упрощенки» на общий режим налогообложения (сейчас, превысив пороги по объему выручки и численности штата, они лишаются налоговых преференций). Связанная с этим идея — провести амнистию за дробление бизнеса (разделение компаний при превышении пороговых значений выручки для сохранения налоговых преференций).
В части снижения административного давления обещана законодательная фиксация полного перехода на риск-ориентированный подход в контроле и надзоре.
Де-факто действующие экспериментальные режимы в этой сфере после демонстрации их эффективности переводятся в постоянно действующий, и это во многом общее правило для инициатив Кремля: аналогичный подход президент продемонстрировал и в вопросе об источниках средств, которыми предполагается финансировать активность по усилению опоры экономики на собственный спрос. «Планы большие, расходы тоже, предстоят масштабные инвестиции, расходы тоже»,— пояснил обращение к этой тематике президент.
Пока правительству и Госдуме поручено модернизировать налоговую систему и зафиксировать ее после изменений до 2030 года.
Ориентиры в этом направлении даны довольно обобщенно: «продумать подходы модернизации нашей фискальной системы к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы, и, напротив, нужно снизить налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счет вычетов». В случае с гражданами это можно понять как намек на дальнейшее повышение НДФЛ для высокообеспеченных граждан и признание успешным отказа с 2021 года от плоской шкалы подоходного налога, когда была введена еще одна, повышенная с 13% до 15% ставка НДФЛ для граждан с годовым заработком от 5 млн руб. Расширить этот опыт предлагается понижением нагрузки на бедных (напрямую или только через расширение налоговых вычетов — пока неизвестно).
Для бизнеса же речь может идти о повышении налогообложения повышенной прибыли на постоянной основе, при этом заявлено о необходимости стимулирования тех, кто вкладывается в реализацию инвестпроектов. В этом контексте недавнее внезапное введение разовых сборов с компаний (windfall tax, курсовые пошлины) также выглядит отработкой модели, которая теперь может быть институционализирована. Бизнес, отметим, и сам предлагал властям повысить налог на прибыль и увязать нагрузку с инвестиционной активностью предприятий в обмен на предсказуемость налоговой политики за счет формульных решений, позволяющих планировать капвложения.
Отметим, что экономическая часть послания была озвучена в условиях, когда даже экономисты — члены совета директоров Банка России не могут объяснить характер экономического роста в РФ – обусловлен ли он увеличением разрыва между потенциальным и циклическим ростом, когда предложение не успевает за спросом — или снижением этого разрыва за счет производительности труда и капитала. В материалах Банка России с последнего заседания по ключевой ставке вероятность дальнейшего инвестиционного роста при снижении чувствительности к высокой ставке из-за рекордной загрузки мощностей, заметных прибылей, оптимизма ожиданий и высоких издержек остановки уже начатых проектов оценивается как высокая. В этом сценарии было бы легче обуздать инфляцию и увеличить и сам потенциал роста.
Однако предложение инвестиционных товаров во второй половине 2023 года (среднеквартальные оценки ЦМАКП с учетом сезонности их выпуска и импорта) снижалось, а теперь часть прибыли будет перераспределена государством в другие по качеству вложения, производительность которых оценить сложно – что уменьшает и вероятность интенсификации вложений компаний. Проциклические же вливания будут лишь отдалять достижение инфляционной цели Банка России и вероятнее всего, еще больше увеличат разрыв выпуска. Проблема в том, что, как и производство инвестиционных товаров, внутренний выпуск непроизводственных товаров повседневного спроса также сжимается.