Протекционизм устоял
Министерская конференция ВТО не оправдала надежд на оживление глобализации
Министерская конференция ВТО в Абу-Даби (MC13) завершилась без выраженных результатов — участники смогли согласовать общую декларацию, однако не достигли договоренностей ни по одному из наиболее спорных пунктов. Реформа механизма разрешения споров отложена как минимум до конца этого года (в привязке к выборам в США), по другим же соглашениям препятствием стала неготовность снижать объемы поддержки собственных производителей, это, в частности, помешало завершить переговоры по рыболовным субсидиям — участники ВТО все больше ценят возможность применения защитных мер на собственных рынках.
В Абу-Даби завершилась 13-я министерская конференция ВТО — это высший руководящий орган организации, в котором участвуют министры торговли всех стран-членов. По итогам переговоров, которые затянулись до двух часов ночи с пятницы на субботу (закрытие конференции ожидалось в четверг), была принята министерская декларация — с учетом значительных разногласий и ее утверждение могло оказаться под вопросом (декларация не принималась после конференции в Буэнос-Айресе в 2017 году, переговоры в Женеве в июне 2022 года, наоборот, завершились успешнее, чем ожидалось).
В документе участники организации обещают «сохранять и усиливать» международную торговую систему с ВТО в ее центре, поддерживая «надежные и диверсифицированные» цепочки поставок для того, чтобы отвечать на «текущие глобальные вызовы». Повестка развития, отдельно указано в документе, должна занимать в ВТО центральное место (речь, однако, идет о поддержке организацией развития бедных и отстающих стран). На практике же члены ВТО в значительной степени остались при своих позициях после сложных согласований: к вечеру среды, когда министры должны были утвердить основные положения, были готовы лишь три параграфа декларации.
По основному вопросу — реформе ВТО — в декларации зафиксировано намерение «продолжить работу над неразрешенными вопросами, включая вопросы апелляции и доступности механизма, и достичь в этом году цели, установленной на предыдущей конференции в Женеве». Никто из опрошенных “Ъ” участников конференции не высказал ожиданий завершения переговоров как минимум до президентских выборов в США.
Напомним, апелляционный орган ВТО не работает из-за нехватки судей (их назначение и было заблокировано американской стороной — решение апелляционной инстанции нельзя получить с конца 2019 года). Альтернативный механизм, запуск которого был инициирован Евросоюзом (РФ к нему не присоединилась), также позволяет применять ответные меры в отношении стороны, проигравшей спор, однако сам выбор этого механизма в каждом случае должен подтверждаться обеими сторонами. РФ, как и другие страны, при этом также не может добиться исполнения нескольких выигранных в ВТО исков из-за обращения ЕС в апелляционный орган.
По словам собеседников “Ъ”, знакомых с ходом обсуждений, в рамках закрытых сессий рассматриваются различные сценарии, вплоть до отмены второй ступени арбитража или существенного ограничения полномочий арбитров (в том числе в том, что касается рассмотрения исков в отношении защитных мер, введенных с отсылкой на национальную безопасность — именно она дает возможность повышать тарифы сверх согласованных уровней, а также вводить эмбарго и другие виды санкций), но эти предложения не находят поддержки, поэтому участники занимаются облегчением процедур проведения споров (как правило, они сопровождаются значительными расходами на подготовку документации и юридическое сопровождение — для небольших стран это слишком высокие издержки).
Обход блокировки апелляций в ВТО
После приостановки работы апелляционного органа было подано 27 апелляций «в пустоту» — по этим спорам не были приняты решения. Однако система разрешения споров ВТО полностью не прекратила функционировать: в четырех спорах были утверждены доклады третейских групп, в двух спорах члены организации задействовали альтернативные способы разбирательств, в частности квазиапелляционный арбитраж, отмечает директор департамента торговых переговоров Минэкономики Екатерина Майорова. Одновременно, по ее словам, прослеживается возрастающая тенденция по урегулированию спорных вопросов путем переговоров — более десяти споров завершились достижением взаимоприемлемых договоренностей.
Треть пунктов в декларации посвящены поддержке наименее развитых стран — фактически это единственная область, в которой страны смогли достичь консенсуса. Речь идет о продлении преференций, а также облегчении выхода из категории наименее развитых стран за счет трехлетнего переходного периода (сейчас этот процесс сопряжен с утратой части льгот и преференции при доступе на зарубежные рынки). Помимо этого, страны продлили мораторий на применение таможенных пошлин к электронной торговле до 31 марта 2026 года (или следующей министерской конференции). На площадке конференции также было заключено многостороннее соглашение по упрощению инвестиций: под ним подписались 123 члена ВТО из 166, но формально оно не относится к повестке организации.
По двум наиболее острым пунктам повестки — программе будущих переговоров в сельскохозяйственной сфере и рыболовным субсидиям — странам не удалось прийти к консенсусу, сообщил глава Минэкономики Максим Решетников.
«По рыболовным субсидиям есть текст в высокой степени готовности, по сельскому хозяйству, несмотря на то что все проблемы давнишние, подходы к их решению настолько полярны, что точки соприкосновения пока не просматриваются»,— добавил он. Первое соглашение по рыболовным субсидиям, напомним, было принято на предыдущей конференции в Женеве, его утвердила 71 страна.
«Российской стороне удалось сохранить возможность применения субсидий для вылова рыбы в дальних морях — участники согласились с этой позицией. Но согласовать итоговый текст не удалось, поскольку отдельные развивающиеся страны сочли недостаточным объем сохраняемых для них льгот»,— пояснила “Ъ” директор департамента торговых переговоров Минэкономики Екатерина Майорова. По сельскому хозяйству основным препятствием остается позиция Индии по закупкам в госрезервы — это позволяет поддерживать фермеров, но ограничивает возможности для поставок в другие страны. Вопрос не решается уже на протяжении 20 лет, а в преддверии парламентских выборов позиция страны на переговорах в ВТО стала еще более острожной.
Еще одна развилка — включение вопросов климатического регулирования в торговую повестку, по которой расходятся позиции стран ЕС и России (ожидается, что российские компании станут одними из основных плательщиков пограничного налога — CBAM).
«Мы настаивали на балансирующих формулировках, не позволяющих "легализовать" подобные механизмы,— этот момент вызвал серьезные разногласия»,— добавляет Екатерина Майорова. На конференции обсуждались также инициативы по сокращению пластикового загрязнения и снижению объемов топливных субсидий, но в финальном тексте декларации говорится лишь о роли, «которую международная торговля может играть в достижении целей устойчивого развития в трех измерениях — экономическом, социальном и экологическом».
«Министры сохранили позитивную динамику регулятивного развития ВТО в сферах электронной торговли, услуг и инвестиций. Решение об их полной интеграции в систему права организации, однако, отложено»,— замечает советник Центра экспертизы по вопросам ВТО Максим Медведков. Эти и другие принципиально важные вопросы, связанные с новыми дисциплинами в области сельхозпроизводства и торговли, «рыбных» субсидий и даже создания площадки для обсуждения промышленных субсидий, министры поручили урегулировать своим командам в Женеве, часть — в этом году, часть — в 2025–2026 годах. Эта работа начнется не с начала — взгляды и амбиции участников переговоров хорошо известны, будут даже проекты текстов договоренностей, с которыми работали министры. «Очередной кредит доверия предоставлен, но он едва ли будет вечным»,— замечает эксперт.