«Долг иммунитета» или «кража иммунитета»?
В чем причина роста заболеваемости респираторными инфекциями в конце 2023 — начале 2024 года
В ноябре 2023 года больницы на севере Китая и в Пекине сообщили о росте числа детей с респираторными заболеваниями, включая аденовирусную инфекцию, респираторно-синцитиальный вирус (РСВ) и микоплазменную пневмонию. Похожая ситуация наблюдалась в Европе и США.
Во многих российских регионах в декабре школы и детсады закрывались на карантин из-за невиданных вспышек вирусных заболеваний и массового распространения микоплазменной пневмонии среди детей. НИИ гриппа сообщил, что совокупный рост гриппа и ОРВИ в 36 крупных городах России превысил эпидемический порог на 20%. После Нового года мало что изменилось: как отмечает тот же НИИ, в конце января — начале февраля 2024-го в 24 городах из 61, приславшего данные, эпидемические пороги заболеваемости гриппом и ОРВИ по всему населению были превышены более чем на 20%.
В 2022 году во всем мире, включая Россию, тоже отмечалась высокая заболеваемость вирусными инфекциями. Осенью 2022 года в Москве, например, с гриппом и ОРВИ было госпитализировано вдвое больше пациентов, чем в доковидный период. Зимой 2022 года детские больницы в США были переполнены детьми, заболевшими гриппом, РСВ и другими распространенными вирусами. И если в 2020 году ежегодное число выявленных респираторных заболеваний по сравнению с 2018–2019 годами сократилось на треть, то в 2021 году был зафиксирован прирост в 5%.
Ученые объясняют рост респираторных инфекций последствиями ковида, но объяснения предлагают разные: одни говорят о «долге иммунитета», другие — о «краже иммунитета», оперируя терминами, которые пока не вошли в учебники для врачей. Дискуссию подогрел медицинский журнал The Journal of the American Medical Association (JAMA), в начале 2024 года опубликовавший статью «От “долга иммунитета” до “кражи иммунитета”: как COVID-19 связан с недавним всплеском респираторных заболеваний», где попытался разобраться в проблеме.
«Долг иммунитета»
Впервые выражение «долг иммунитета» было использовано группой французских врачей во главе с Робером Коэном в докладе, опубликованном в мае 2021 года в журнале Infectious Diseases Now Французского общества инфекционных заболеваний. Специалисты предположили, что более уязвимыми для вирусных, бактериальных и грибковых инфекций, отличных от SARS-CoV-2, детей сделали нефармацевтические меры общественного здравоохранения, такие как изоляция и ношение масок. Пока эти меры действовали, дети не подвергались воздействию патогенов, то есть отсутствовала «иммунная стимуляция», что резко ослабило их иммунную систему. А когда они вновь пошли в школу, контакт «нетренированной» иммунной системы с инфекционными агентами привел к тому, что заболевать стали чаще и в более тяжелой форме. Это и есть «долг иммунитета» — негативные последствия, связанные со снижением воздействия микробов на людей в результате попыток обуздать SARS-CoV-2. Между тем организм, особенно детский, нуждается в воздействии вирусов, чтобы иммунная система работала.
Во Франции такое уже случалось. В ноябре 1995 года во время забастовки работников общественного транспорта в Париже дети, обычно посещавшие детские сады и школы, остались дома, чтобы не стоять в бесконечных пробках. Вскоре после начала забастовки пошли на снижение случаи бронхиолита — тяжелого респираторного заболевания, часто вызываемого РСВ и распространенного среди детей в зимний период. Но когда через три недели протесты закончились, число респираторных заболеваний в регионе резко возросло.
У теории «иммунного долга» есть слабые стороны, считает врач Тереза Бартон, доцент кафедры детских инфекционных заболеваний Медицинского научного центра Техасского университета в Сан-Антонио. Действительно, иммунитет укрепляется под воздействием различных факторов, отмечает она в интервью сайту canadanewsmedia.ca, и неудивительно, что в 2021 году на Западе наблюдался всплеск ОРВИ, но защитные меры уже давно сняты. Казалось бы, с тех пор иммунитет должен восстановиться, но каждый год идет новый подъем заболеваемости.
Или вот еще один аргумент: многие из тех, кто заболел в 2022 и 2023 годах, еще не родились в 2020–2021-х, когда был установлен локдаун, подчеркивает врач, а больницы в США заполнены младенцами в возрасте до года с вирусными инфекциями.
И вот что еще интересно. Теория «долга иммунитета» предполагает, что большинство американцев серьезно отнеслись к мерам предосторожности в связи с пандемией и соблюдали локдаун, однако это не так, уверена Бартон. Кроме того, в некоторых штатах защитные меры не были обязательными, а значит, там должно быть меньше вирусных инфекций, но в реальности заболеваемость примерно одинаковая по всей стране.
Значит, у всплеска заболеваемости респираторными инфекциями другая причина?
«Кража иммунитета»
Другая причина, тоже связанная с ковидом, называется «кража иммунитета». Термин в 2022 году предложил Т. Райан Грегори, биолог-эволюционист из Гуэлфского университета в Канаде. И если «долг иммунитета» возникает из-за снижения контакта с патогенами в момент локдауна, то «кража иммунитета» связана непосредственно с иммунной системой человека, которая страдает в результате заболевания ковидом, делая человека более восприимчивым к другим инфекциям. Исследование «Иммунологическая дисфункция сохраняется в течение восьми месяцев после первичного заражения SARS-CoV-2 легкой или средней степени тяжести» показывает, что ковид даже в легкой форме может ослабить иммунитет по крайней мере на восемь месяцев. Бартон указывает, что видела много детей, последовательно переболевших ковидом и стрептококковой инфекцией, ковидом и вирусом Эпштейна—Барр.
Концепцию подтверждает исследование «Связь COVID-19 с инфекциями респираторно-синцитиального вируса у детей в возрасте 0–5 лет в США в 2022 году», опубликованное в научном журнале «Семейная медицина и общественное здравоохранение». Исследователи проанализировали данные электронных медкарт 61,4 млн пациентов в США, включая 1,7 млн детей в возрасте до пяти лет, и обнаружили, что у детей, переболевших ковидом, «значительно повышен» риск заражения респираторно-синцитиальным вирусом по сравнению с детьми, которые ковидом не болели.
На самом деле «кража иммунитета» — понятие не новое, считает канадский иммунолог и популяризатор науки Алекс Клоэрти. Это просто более «красивое» название для широко известного термина «синдром компенсаторного противовоспалительного ответа» (CARS). CARS возникает в ответ на другой синдром — «синдром системного воспалительного ответа» (SIRS), общую воспалительную реакцию, когда иммунная система становится гиперактивной в попытке избавиться от какой-либо микробной угрозы. Такая гиперактивация иммунной системы обычно наблюдается при септическом шоке — жизнеугрожающей системной реакции из-за воздействия патогенов, когда иммунная система борется с инфекцией не на жизнь, а на смерть. В ответ на воспаление и возникает синдром компенсаторного противовоспалительного ответа CARS, связанный с выработкой противовоспалительных веществ, чтобы восстановить баланс иммунной системы и немного ее «успокоить».
В ходе пандемии исследователи заметили сходство между симптомами сепсиса и проявлениями ковида («Системный воспалительный синдром в исследовании COVID-19-SISCoV: систематический обзор и метаанализ»), а некоторые высказали предположение, что тяжелая форма ковида может быть разновидностью вирусного сепсиса («COVID-19 и сепсис»), ведь некоторые симптомы долгого ковида очень похожи на те, которые испытывают пациенты, выздоравливающие от сепсиса. Это позволяет предположить, говорит Алекс Клоэрти, что «кража иммунитета» — разновидность CARS, возникающая при ковиде. Между тем этот синдром часто приводит к подавлению иммунной системы, что делает пациентов уязвимыми для вторичных инфекций.
По словам экспертов, «кража иммунитета» может произойти и при других заболеваниях, в том числе кори и гриппе, когда люди на время теряют иммунную защиту от других патогенов.
Специалист по инфекционным заболеваниям, профессор медицинского факультета Университета Вандербильта Уильям Шаффнер заявил Yahoo Life, что «кража иммунитета» пока не более чем «увлекательная гипотеза», не подтвержденная научными данными, однако предварительные сведения с мест позволяют предположить, что «если у вас серьезное инфекционное заболевание, вы можете быть более уязвимы для другой инфекции в течение определенного периода». С ним согласен Вольфганг Лейтнер, руководитель отдела врожденного иммунитета Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США, который считает, что SARS-CoV-2 «определенно наносит вред иммунной системе» и вносит свой вклад в рост респираторных заболеваний, хотя это «не единственная причина».
Таким образом, «кража иммунитета» может быть таким же достоверным объяснением всплеска ОРВИ, как и «долг иммунитета», а скорее всего, текущее буйство вирусных и бактериальных инфекций объясняется сочетанием этих факторов.