«Проект привлек в Брюссель работы Сальвадора Дали, Ман Рэя и других гигантов»

Дмитрий Буткевич — о рекомендациях любителям искусства от портала Artprice

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, как европейские музеи отмечают юбилеи основных движений в современном искусстве.

Макс Эрнст (Max Ernst). Домашний ангел или триумф сюрреализма (L'Ange du foyer ou Le Triomphe du surrealisme). 1937.

Фото: Brussels Museums

Портал Artprice публикует рекомендации о том, какие выставки обязательно стоит смотреть весной. В 2024 году у движений, некогда начинавших то, что сейчас мы называем contemporary art (современное искусство) юбилеи. Французскому импрессионизму, возникшему в 1874 году, исполняется 150 лет. Ну, а сюрреализму — ровно 100 лет, в 1924 году был издан первый «Манифест сюрреалистов».

По этому поводу проходит крупнейшая выставка в Королевских музеях изящных искусств Бельгии. Ее название — IMAGINE! 100 Years of International Surrealism. Бельгийцы стараются показать, что сюрреализм не является исключительно французским изобретением, а такие великие бельгийцы, как Рене Магритт и Поль Дельво, также внесли свой серьезный вклад в развитие этого течения. Проект привлек в Брюссель работы Сальвадора Дали, Ман Рэя и других гигантов. В то же время выставка в брюссельском арт-центре Bozar, которая проходит одновременно с Королевскими музеями, посвящена исключительно бельгийскому сюрреализму.

Еще отмечают две персональные выставки. Во-первых, «Гюнтер Брус» в Kunsthaus Bregenz в Австрии. Брус — художник, непосредственно связанный с самым началом так называемого «венского акционизма», радикальнейшего движения 1960-х годов. Сам художник, к сожалению, не дожил до открытия этой выставки, только что скончался в возрасте 85 лет. Его болезненные провокации определили целую эпоху австрийского искусства. В этих произведениях Брус совершал серьезное насилие над собственным телом; в одном из выступлений он порезался бритвой до такой степени, что ему пришлось закончить перформанс заранее, потому что он был полностью истощен. Это работа под названием «Настоящее испытание» (1970 год), и ее фотодокументация сейчас производит не меньшее впечатление на зрителей.

А вот вторая экспозиция посвящена художнику-неоклассику XVIII века Ангелики Кауфман и проходит в Королевской академии искусств в Лондоне. Швейцарка Кауфман прославилась при жизни благодаря картинам, в которых ее состоятельные заказчики помещались в древние интерьеры. В свое время ее исторические картины были очень популярны, а сейчас она не столь известна.

Вся лента