Цена вопроса
Эксперт ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Виталий Ермаков о будущем российских СПГ-проектов
Российская стратегия постулирует достижение уровня производства СПГ в объеме до 120 млн тонн к 2035 году. Это предполагает четырехкратный рост в течение десяти лет. Насколько реалистична такая оценка на фоне западных санкций?
Производственно-логистическая цепочка СПГ включает уникальные технологические звенья, по которым сейчас Россия испытывает критическую зависимость от зарубежных технологий как на стадии крупномасштабного сжижения метана, так и на стадии транспортировки. Хотя РФ начала использовать компетенции, приобретенные в ходе реализации первых СПГ-проектов на Сахалине и Ямале, для снижения технологической зависимости, процесс потребует времени.
Так, НОВАТЭК разработал и внедрил собственную технологию среднетоннажного сжижения, а в 2022–2023 годах запатентовал технологии крупнотоннажного сжижения, основанные на использовании отечественного оборудования. Важнейшим достижением является создание на Дальнем Востоке судоверфи «Звезда», на которой, в частности, размещены заказы на постройку 15 из 21 газовоза для проекта «Арктик СПГ-2» (остальные строятся в Южной Корее). Но «Звезда» на текущем этапе вынуждена полагаться на сотрудничество с корейскими верфями: строительство наиболее сложных носовых и кормовых частей судов происходит в Южной Корее.
Логистическая часть цепочки оказалась наиболее уязвимой к санкциям. Южнокорейская Hanwha Ocean завершила строительство трех из шести газовозов для «Арктик СПГ-2», но после введения санкций разорвала контракт с «Совкомфлотом», который должен был управлять судами. Строительство еще трех газовозов должно быть завершено в 2024 году. Все эти танкеры, вероятно, придется выкупать НОВАТЭКу, но санкции осложняют процесс. Строительство 15 газовозов на «Звезде» буксует. В этих условиях участники «Арктик СПГ-2» объявили форс-мажор по контрактам поставок СПГ для минимизации рисков.
Задержка реализации «Арктик СПГ-2» осложняет коммерческие перспективы проекта. Его запуск в 2024 году должен был происходить в условиях рынка продавца. Но цены на СПГ снижаются, а после 2025 года ожидается масштабный выход новых проектов в США и переход рынка СПГ к циклической фазе профицита предложения и низких цен.
Одним из возможных вариантов организации отгрузок с «Арктик СПГ-2» при отсутствии необходимого числа газовозов ледового класса является сезонное производство. С июля по ноябрь транспортировка СПГ с Ямала и Гыдана может идти обычными газовозами, но с сопровождением ледоколов. Фрахт обычных газовозов для проекта также может столкнуться с трудностями из-за санкций, но, как показал опыт России по перенаправлению нефтяного экспорта, они не являются непреодолимыми. При использовании такой опции эффективная утилизация мощностей проекта на начальном этапе не превысит 50%, соответственно, удельные затраты вырастают вдвое. Но у «Арктик СПГ-2» есть большая подушка безопасности в силу низкой себестоимости газа и конкурентной стоимости сжижения.
Использование США и их сателлитами санкционного оружия против российского СПГ продолжится и, вероятно, усилится. В этих условиях у России нет иного выбора, как развивать собственные компетенции по всей производственной и логистической цепочке СПГ. Задержки в достижении заявленных целей, видимо, неизбежны, но у российских СПГ-проектов сохраняется потенциал конкурентоспособности и востребованности на рынках стран Азии.