Планы нового времени
ВТБ принял стратегию развития до 2026 года
С 26 февраля по 1 марта текущего года банк ВТБ представлял свою новую трехлетнюю стратегию развития. Банк обнародовал свои планы по развитию розничного бизнеса, сегмента кредитования среднего и малого бизнеса и стратегию по технологической трансформации.
Представляя новую стратегию, президент—председатель правления банка ВТБ Андрей Костин констатировал: «Банк смог успешно перестроить бизнес-модель на глобальном рынке. Хотя, справедливо признать, ВТБ сильнее прочих пострадал от антироссийских санкций».
По его словам, стратегия банка соответствует задачам, которые стоят перед страной. «Приоритет отдается проектам, направленным на импортозамещение, на достижение технологического и промышленного суверенитета страны. ВТБ готов сопровождать структурную перестройку российской экономики»,— пояснил глава ВТБ.
Семь основных целей новой стратегии ВТБ сформулировал первый зампред банка Дмитрий Пьянов:
- масштабирование розницы;
- активное усиление позиций в регионах;
- бесшовное обслуживание клиентов между бизнес-блоками;
- изменение структуры фондирования;
- усиление рыночных позиций в международных расчетах;
- достижение технологического суверенитета;
- передовые решения на основе искусственного интеллекта.
Санкционные ограничения — по мере их роста — наносили все более чувствительный ущерб интересам ВТБ. В конечном итоге в 2022–2023 годах стало очевидно, что нужен новый импульс, драйвер роста, оценивает ситуацию руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко. «И если вовне, на традиционных западных рынках, с этим теперь все непросто, освоение и развитие новых рынков — процесс рискованный, затратный и достаточно длительный, то следует искать этот импульс внутри экономики. Тем более что здесь есть очевидные примеры успешного развития и генерации потоков доходов у ближайших отраслевых конкурентов. Тот же "Сбер", ориентированный на экосистемность и активное развитие розницы, в том числе и за счет этого, очень быстро адаптировался к новым санкциям. Потому в целом стратегическая ориентация на развитие розничного сегмента — это стремление присоединиться к уже проверенным и успешно реализуемым конкурентами стратегиям»,— заключает эксперт.
Стратегическая финансовая модель ВТБ
|
Источник: ВТБ.
Расчет на восстановление кредитования
Ключевым вектором развития ВТБ станет усиление позиций в массовых сегментах, как при работе с физическими лицами, так и с юридическими лицами, переориентация на работу с розницей и средним и малым бизнесом. «Более сосредоточенная работа с массовым сегментом на фоне внешних ограничений видится логичной. К тому же такая расстановка приоритетов благоприятно скажется на рентабельности ВТБ, поскольку маржа в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) и в рознице выше, чем в сегменте крупного корпоративного бизнеса. По мере расширения сети присутствия группы ВТБ ее клиентская база будет увеличиваться естественным образом, однако для многомиллионного прироста клиентской базы придется больше тратить на маркетинг, инвестировать в развитие клиентских сервисов и автоматизацию»,— оценивает старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимир Тетерин.
В цифрах на сегодняшний день розничный бизнес ВТБ выглядит так.
Банк обслуживает 19,3 млн россиян.
8 млн клиентов получают зарплату на карты банка, 6,3 млн человек доверяют ему свои сбережения. Каждый пятый розничный кредит в России оформлен в ВТБ. Офисная сеть ВТБ насчитывает около 1,3 тыс. точек. Ежедневно банк обслуживает в своих отделениях свыше 100 тыс. человек. За три года банк планирует серьезно расширить присутствие в регионах (сейчас банк представлен в 79) и дополнительно охватить города с населением от 20 тыс. человек. К концу 2026 года общее число офисов увеличится на 40% и достигнет 1,8 тыс. «Кроме того, к 2026 году банк планирует увеличение численности клиентов до 35 млн человек. Инвестиции в масштабирование розничного бизнеса составят 55 млрд руб. за три года»,— обозначил цели глава ВТБ Андрей Костин.
«Очевидно, что наблюдаемый спад в потребительском кредитовании носит временный характер и по мере снижения ставок спрос будет восстанавливаться»,— отмечает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. Февральские данные по кредитованию уже подтверждают это. Так, по данным Frank RG, в феврале 2024 года банки выдали россиянам кредитов на сумму 1,024 трлн руб., что на 3,3% выше, чем в феврале 2023 года, и на 22,6% — чем месяцем ранее. Рост по итогам февраля показали все розничные сегменты, кроме POS-кредитования.
Малый и маржинальный
«Активизация работы с малым и средним бизнесом в последние пару лет обусловлена возросшим спросом со стороны данного сегмента. Это связано в том числе с необходимостью обеспечения внешнеэкономической деятельности. Также в составе кредитования МСБ заметную долю занимает проектное финансирование жилищного строительства, которое в 2022–2023 годах демонстрировало высокие темпы роста»,— отмечает Михаил Доронкин. По данным ФНС, на начало 2024 года в России было зарегистрировано 6,3 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). За год их количество выросло на 0,5 млн. По итогам 2023 года объем кредитного финансирования предпринимателей и предприятий составил 19,62 трлн руб., по данным аналитического агентства Frank RG. Это на 39% больше показателя 2022 года. И доля банковского фондирования останется лидирующей — 76%. «Кризис — это возможности, и российский бизнес в этом плане перестраивается. Открываются новые рыночные ниши, идет перераспределение долей рынка в пользу отечественного производителя. Все это подталкивает к развитию МСБ в России и банковских услуг для этого сегмента»,— подчеркивает руководитель блока «Малый и средний бизнес» Ренессанс Банка Анатолий Медведев.
Интерес ВТБ к рознице и МСБ связан с реализацией одной из целей стратегии — повышением маржинальности бизнеса. «Сегмент МСБ более массовый, и хорошая маржинальность достигается именно через количество клиентов. В то же время число корпоратов значительно меньше, их количество на рынке практически не меняется и они более лояльны конкретному банку — значит, наблюдается меньший переток клиентов между банками»,— поясняет руководитель центра малого и среднего бизнеса АО «Свой Банк» (Группа IDF Eurasia) Сергей Витковский. Так, к 2026 году чистая прибыль должна достигнуть 650 млрд руб., а рентабельность капитала — приблизиться к уровню 20%, приводит данные господин Пьянов. Кроме того, в 2026 году ВТБ планирует вернуться к выплате дивидендов и направить на эти цели 80 млрд руб. Таких показателей банк рассчитывает достичь в том числе за счет снижения доли дорогих и высокочувствительных к изменению рыночной ставки пассивов до 14% к 2026 году (сейчас — 34%). Чистая процентная маржа банка к концу стратегического цикла должна составить 3,6%, что на 1,1 п. п. больше, чем сейчас.
Сегодня клиентами ВТБ являются 1,3 млн предприятия МСБ, по итогам 2023 года кредитный портфель МСБ составил 3,1 трлн руб., что на 27% выше, чем годом ранее. К концу 2026 года кредитный портфель МСБ ВТБ должен вырасти минимум в 1,4 раза при росте клиентской базы в 1,5 раза. Сергей Витковский отмечает, что субъекты МСБ заинтересованы в кредитном финансировании банков, поскольку предприятиям необходимы средства как для ведения текущей операционной деятельности, так и для инвестирования в дальнейшее развитие (расширение бизнеса, приобретение оборудования, увеличение ФОТ и т. д.), а также для погашения предыдущих займов. «Среди альтернативных каналов финансирования можно выделить наличие разных инвесторов, а также меры государственной поддержки: это и гранты, и субсидии, и льготные кредиты. Но они, конечно, не могут полностью заменить привычный рыночный механизм финансирования бизнеса, тем более что регулярно поднимается вопрос о пересмотре условий льготного кредитования. По этой причине, несмотря на взлет ставок по кредитным продуктам вслед за "ключом" Банка России, бизнес как занимал средства, так и продолжает занимать»,— уверен господин Витковский. Однако сейчас на рынке МСБ время клиента, предостерегает Анатолий Медведев, именно он определяет банк для обслуживания, исходя из своих потребностей и предложений банка.
«При новой стратегии ВТБ придется существенно изменить методы работы с клиентами, подходы к управлению рисками. И здесь, вероятно, очень значимой должна стать роль ИИ. Иначе трансакционные издержки будут слишком велики, качество и скорость сервисов — недостаточны, что не позволит генерировать желанные потоки доходов. Потенциал у него здесь есть. Очень непросто будет конкурировать в данном сегменте с существующими игроками, со специализированными структурами, тем же МСП-банком. Вопрос здесь во многом в качестве менеджмента, в клиентоориентированности, умении выявлять потребности рынка оперативно, а в идеале — проактивно на них реагировать»,— полагает Дмитрий Десятниченко.