Китайцы идут за «Ладой»

На Урале самыми продаваемыми стали автомобили из КНР

На авторынке Свердловской области доля новых китайских автомобилей по итогам 2023 года достигла 56%, интерес к ним за год вырос на 324%. На вторичном рынке вырос интерес к южнокорейским брендам. По мнению экспертов, трансформация российского автомобильного рынка «идет достаточно быстрыми темпами» — игроки из КНР смогли стать альтернативой ушедшим западным премиум-брендам. Банки за год кратно увеличили объемы автокредитования.

Автомобили китайских брендов уверенно заняли долю на авторынке Урала

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Лидером российского автомобильного рынка в 2023 году остается Lada, следует из данных аналитического агентства «Автостат». Ее доля увеличилась с 22,2% в 2021 году до 30,7% в 2023 году. Европейские бренды в топ-10 лидеров рынка прошлого года не попали, хотя в 2022 году в него входили Renault, Skoda, Volkswagen. Долю на рынке, по данным «Автостата», нарастили китайские марки. Так, доля рынка у Chery и Haval в 2023 году превысила 10%. Кроме того, в топ-10 входят Geely, Changan, Exeed и Omoda, а также корейские бренды Kia и Hyundai и японская Toyota. Марочная структура уральского автомобильного рынка схожа с общероссийским.

Интерес уральцев к новым китайским автомобилям вырос в январе 2024 года на 324% относительно января 2023 года, рассказали« Ъ-Урал»”в пресс-службе «Авито Авто». Количество объявлений о продаже китайских моделей за год увеличилось на 293%, доля в общем объеме объявлений составила 56%.

В «Авито Авто» добавили, что средняя стоимость нового китайского автомобиля в Свердловской области выросла за год на 1,4%, до 2,8 млн руб. Самым популярным брендом среди новых китайских автомобилей стал Geely со средней ценой 2,9 млн руб. Второе место занял Chery (средняя стоимость — 3 млн руб.), третье место — Changan (2,7 млн руб.). «Одним из факторов успеха китайских автопроизводителей стало не только достойное качество сборки и активное развитие дилерских сетей, но и разнообразие модельного ряда в разных сегментах. Клиент легко может найти себе китайский автомобиль под любой бюджет»,— отметил управляющий директор «Авито Авто» Кирилл Вотяков.

Автомобили китайских брендов уверенно заняли долю на авторынке Урала

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

По данным сервиса «Авто.ру», в январе 2024 года наиболее подорожали Jetta VA3 (+4,1%, до 2,1 млн руб.), Hyundai Santa Fe (+3,6%, до 5,7 млн руб.), Chery Tiggo 7 Pro Max (+2,8%, до 3,1 млн руб.), Geely Tugella (+2,7%, до 4,3 млн руб.), Geely Coolray (+2,5%, до 2,5 млн руб.).


При этом средняя стоимость нового автомобиля в Свердловской области снизилась на 10%, до 2,7 млн руб. Сильнее всего (на 6%) подешевела Lada Granta, ее цена в среднем составила 994 тыс. руб. Стоимость Exeed TXL снизилась на 5%, до 4,2 млн руб., Lada Niva — на 4%, до 1,3 млн руб., Haval Jolion — на 3,9%, до 2,3 млн руб., Lexus RX — на 3,7%, до 9,9 млн руб.

В пресс-службе автомобильной системы PangoCars рассказали, что в январе уральцы при выборе автомобилей с пробегом отдавали предпочтение южнокорейским брендам Kia и Hyundai: на долю этих марок пришлось по 12% всех продаж. Популярными моделями стали Hyundai Solaris, Kia Rio и Ford Focus. Третью позицию занял бренд Lada (10% от общих продаж). ТОП-5 замыкают Renault (8%) и Nissan (7%).

«В 2024 году российский рынок автомобилей с пробегом продолжит свой рост, однако он не будет столь же интенсивным, как был в 2023 году. В лучшем случае продажи в этом году увеличатся на 10%»,— предположили в PangoCars. В пресс-службе сервиса дополнили, что ускорение роста вторичного автомобильного рынка может произойти во второй половине текущего года, если Центробанк снизит ключевую ставку.

Как добавили в сервисе «Авто.ру», из числа автомобилей с пробегом более всего увеличилась стоимость нескольких моделей Lada — от 9,2% до 20,1%.

Так, модель Lada 2121 можно приобрести за 607 тыс. руб., а модель Lada 2113 — за 250 тыс. руб. Также значительно выросли в цене Peugeot 308 (+10,4%, до 548 тыс. руб.) и Daewoo Matiz (+9,6%, до 235 тыс. руб.).

При этом снизилась цена Renault Logan — на 8,9%, до 472 тыс. руб., Renault Sandero — на 7,2%, до 609 тыс. руб., Volkswagen Passat — на 7,1%, до 2 млн руб., Renault Kaptur — на 5,5%, до 1,5 млн руб., Mercedes-Benz E-Класса — на 5,1%, до 1,7 млн руб.

В «Автостате» пояснили, что трансформация российского автомобильного рынка «идет достаточно быстрыми темпами». «В 2022 году на фоне санкций и запрета на ввоз дорогих автомобилей в Россию доля европейского традиционного премиального сегмента снизилась до 7%, но при этом все еще оставалась высокой из-за ранее ввезенных партий и параллельного импорта. В то же время на российский рынок зашло много игроков из КНР, часть которых стала альтернативой ушедшим премиум-брендам. Их доля в 2022 году составила 2%, поэтому суммарно премиальный сегмент занял тогда 9%»,— пояснили в «Автостате». Аналитики добавили, что в 2023 году этот показатель увеличился до 10%, но на европейский премиум пришлось 3%, на китайский — 7%.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в Свердловской области средний размер автокредита в январе 2024 года вырос до 1,4 млн руб., что на 31,7% превышает показатель января 2023 года. По объему автокредитования регион занял 11-е место в стране. Как считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, на протяжении года средний размер автокредита увеличивался из-за роста цен на автомобили. «Это во многом обусловлено насыщением спроса на новые авто, не реализованного полностью в 2022 году. Банки продолжают предоставлять кредиты на покупку автомашин, прежде всего, заемщикам “хорошего кредитного качества”»,— пояснил господин Волков.

Управляющий банка ВТБ в Свердловской области Валентина Жильцова дополнила, что по итогам февраля было выдано около 1 млрд руб. кредитов на покупку автомобилей, что превышает показатели прошлого года почти в 10 раз. По ее словам, это связано с эффектом низкой базы прошлых лет. «В среднем рынок растет относительно прошлого года на 14%. Средний чек автокредита в Свердловской области в феврале составил 1,25 млн руб., что на 7% выше показателя выше января 2024»,— добавила Валентина Жильцова. В ВТБ пояснили, что свердловчане чаще оформляют кредиты на покупку автомобилей с пробегом, чем на покупку новых авто (77% к 23% соответственно), в 2023 году соотношение было 60% на 40% соответственно.

Анастасия Таначева

Вся лента