Семь бед — один сосед
Польско-украинские отношения эволюционировали от максимальной поддержки Киева Варшавой до блокирования границы
Заблокированная польская граница — источник неспадающей напряженности между Украиной и Польшей. По словам украинского президента Владимира Зеленского, ситуация «вышла за рамки экономики и морали». Ожидается, что попытка решить проблему будет предпринята 28 марта — польская сторона выразила готовность обсудить ситуацию в этот день на своей территории. Наблюдатели указывают: украинские власти несут свою долю ответственности за ухудшение отношений между двумя странами.
«Надо найти решение относительно ситуации на польской границе, которая уже давно вышла за пределы и экономики, и морали. Просто невозможно объяснить, как сложности истекающей кровью страны можно использовать во внутренней политической борьбе»,— сказал президент Украины в видеообращении поздно вечером 3 марта.
Ситуация на границе Украины и Польши осложнялась весь февраль. И сейчас, похоже, острота проблемы достигла кульминации. Представитель Государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко отметил, что по состоянию на 3 марта движение грузовиков было заблокировано на всех пунктах пропуска вдоль границы. «К счастью, протестующие по ту сторону границы не блокируют движение для других категорий транспорта — это, в частности, и легковые автомобили, и автобусы, которыми следуют обычные граждане. Поэтому движение свободно в обоих направлениях»,— отметил господин Демченко.
Польские фермеры среди прочего требуют отказаться от беспошлинной торговли с Украиной и вообще закрыть границу между двумя странами для грузовиков.
21 февраля Владимир Зеленский предложил польскому премьеру Дональду Туску провести встречу на границе и решить проблемные вопросы. Господин Туск предложение отверг, заявив, что встреча нужна, но содержательная и техническая, а не символическая, какой, по его мнению, стала бы встреча на границе двух стран.
Затем премьер-министр Украины Денис Шмыгаль вышел с инициативой принять вместе с Варшавой «План взаимопонимания». Среди прочего он предполагает согласие Украины на предложенные Еврокомиссией ограничения по экспорту в ЕС украинского мяса птицы, яиц и сахара. Кроме того, Киев предложил Варшаве вместе обратиться к Брюсселю, с тем чтобы запретить ввоз в ЕС продукции российского агропрома. Также украинские власти предложили создать трехсторонний штаб Украина—Польша—ЕС, который смог бы заниматься решением торговых проблем в оперативном порядке.
Пока украинский план остается лишь на бумаге — о конкретных договоренностях по нему ничего не известно. Премьер Польши Дональд Туск предлагает Киеву провести правительственные переговоры в Варшаве 28 марта. В то же время Дональд Туск поддержал по крайней мере один пункт украинского плана. 4 марта глава польского кабинета посетил Вильнюс, где на переговорах с литовской коллегой Ингридой Шимоните заявил: «Хочу сообщить, что сегодня я обращусь к спикеру парламента с предложением о резолюции, призывающей Еврокомиссию ввести санкции на продукты питания из России и Беларуси».
Надо также отметить, что политический контекст проблем на границе, на который Варшаве пенял Владимир Зеленский, действительно имеет место и влияет на польско-украинские отношения.
Польша с прошлого года живет в режиме избирательной кампании. Сначала это были парламентские выборы, состоявшиеся прошлой осенью. В апреле в Польше пройдут местные выборы, а в июне — выборы в Европарламент.
Польские фермеры — важная электоральная группа для многих партий. Более того, как показал соцопрос агентства IBRiS для издания Rzeczpospolita, проекты фермеров поддерживают 77% населения страны. Политики не могут себе позволить игнорировать такие реалии — тем более перед выборами. Соответственно, это влияет на готовность польских властей к компромиссу с Украиной.
Еще одна часть проблемы — история. Волынскую резню, случившуюся в 1943 году, когда украинскими националистами были убиты десятки тысяч поляков, в Польше нередко называют геноцидом. В Киеве с этим не согласны. Окончательного примирения между соседями тут так и не произошло.
Даже украинские эксперты отмечают, что в Польше, всецело поддержавшей Киев после начала российско-украинского конфликта, ожидали от Украины шагов, которые навсегда бы закрыли исторические споры по этому вопросу.
Но не дождались. «Отчасти поляки ожидали определенного жеста от украинской стороны 11 июля (2022 года.— “Ъ”) — в день памяти жертв Волынской трагедии. Такой жест действительно был — в этот день Владимир Зеленский подписал закон о расширении прав граждан Польши на Украине. Впрочем, это не был жест, который мог окончательно закрыть тему Волыни, лишь полунамек на желание это сделать. Непосредственно о Волынской трагедии украинская власть решила промолчать»,— отмечал политолог, эксперт аналитической группы «Беларусь—Украина—Регион» при Варшавском университете Александр Шевченко.
Из относительно недавних инцидентов, тоже не добавивших позитива в отношения двух стран, эксперты указывают на падение ракеты в польском Пшеводуве в ноябре 2022 года. В результате погибли два человека. Киев тогда отрицал даже сам факт того, что это могла быть ракета украинской ПВО, хотя в итоге это подтвердилось. В январе этого года польская прокуратура заявила об остановке расследования падения ракеты, объяснив решение отсутствием сотрудничества с украинской стороны.