«Сейчас — лучший момент зафиксировать высокие ставки»
О тенденциях на рынке сбережений, актуальных стратегиях приумножения капитала, «времени вкладчика» и критериях выбора банка «Деньгам» рассказал старший вице-президент ВТБ Дмитрий Брейтенбихер.
— Сейчас время высоких ставок по вкладам. Как вы оцениваете сберегательную активность и какие изменения стоит ожидать в ближайшее время?
— Как известно, очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем, но практически весь рынок ожидает во втором полугодии изменение политики регулятора и аккуратное понижение ключевой ставки. В ближайшее время это едва ли приведет к снижению интереса к сберегательным продуктам. Все говорит о том, что сейчас — лучший момент зафиксировать высокие ставки.
Предчувствуя перемены, крупные игроки рынка начинают предлагать наиболее выгодные условия по краткосрочным депозитам, что достаточно востребовано. У нас, например, около 60% в портфеле пассивов приходится именно на срочные депозиты до шести месяцев. Вообще разогретый в 2023 году интерес к инструментам с высокой доходностью при минимальном риске продолжает влиять на выбор клиентов. Не зря конец 2023-го и начало 2024 года окрестили «временем вкладчика»: только за ноябрь—декабрь наш портфель пассивов физических лиц увеличился на 550 млрд руб., а с момента повышения ставок доля ВТБ на рынке вкладов достигла максимального за 15 лет значения — 16%. В этом году тренд продолжился — общий объем срочных депозитов в ВТБ с начала года увеличился на 8% — более чем на 360 млрд руб. А объем портфеля средств клиентов в рублях перешагнул отметку в 6,5 трлн руб.
— Если в будущем можно ожидать снижения ставок по вкладам, какую стратегию или продукты для сохранения средств вы сейчас предлагаете?
— Знаете, я не буду оригинален, один нобелевский лауреат, экономист, уже ответил на ваш вопрос: «Диверсифицируйте, поскольку невозможно предсказать будущее». Этого принципа стоит придерживаться и в сбережениях, и в инвестициях. Инвесторам, пока только квалифицированным, мы уже предлагаем трехлетние облигации с плавающим ежемесячным купоном, ставка которого привязана к ключевой. Кстати, с 1 марта мы еще улучшили по нему условия — сейчас ставка купона определяется по формуле «ключевая ставка + 0,25%». Полагаю, бумаги с плавающими купонами покажут лучшую доходность в этом году.
Также в ближайшее время мы собираемся вывести на рынок новый вклад-флоатер со ставкой, привязанной к ключевой. Это по-своему уникальный для рынка продукт. Он будет отвечать основным предпочтениям наших клиентов: гибкости параметров по сроку, набору опций и схемам выплаты процентов. Благодаря этому можно не только сохранить, но и приумножить капитал даже в меняющихся экономических реалиях.
— В прошлом году большинство розничных банков предложили вклады в юанях как альтернативу классическим валютным вкладам. Насколько этот продукт стал популярным у ваших клиентов?
— Действительно, использовать юань в качестве ликвидной «подушки» в иностранной валюте — еще одно хорошее решение для диверсификации накоплений. ВТБ предлагает наиболее доходный вклад в юанях — до 5,05%, и этот инструмент становится все более востребованным. Планируем в этом году запустить и накопительный счет в юанях, позволяющий управлять своими сбережениями более оперативно. В этом году «китаец» станет достойной альтернативой долларам и евро за счет своей привлекательной доходности и устойчивости, которую власти КНР стремятся сохранить для поддержания торгового баланса — за последнее десятилетие курс доллара к юаню находился в диапазоне 6,1–7,4.
— В своей новой стратегии ВТБ поставил амбициозную цель увеличить долю на рынке вкладов. Как вы планируете ее реализовать?
— У всего розничного бизнеса очень амбициозные задачи: значительно расширить наш региональный потенциал, довести охват продуктов и сервисов ВТБ до 100 млн человек и для 35 млн из них — стать основным банком. Сбережения — один из флагманских векторов этого развития, мы готовы практически удвоить рублевые пассивы, до 11 трлн руб. к 2026 году, и занять пятую часть всего рынка. Очевидно, предлагать лучшие сберегательные решения для всех поколений в семье очень важно, но для реализации таких масштабных задач этого будет недостаточно.
— Почему? На что еще клиенты ориентируются при выборе банка, помимо процентных ставок?
— На мой взгляд, банки давно не конкурируют процентными ставками, по крайней мере, не только и не столько ими. Разместить на рекламном проспекте самую большую цифру и мелким шрифтом написать, почему вы никогда ее не получите,— это не привлечь, а навсегда потерять клиента. Доверие и долгие отношения как с финансовым советником, так и с банком в целом строятся на прозрачности условий, честности экспертизы, удобстве использования инструментов, их вариативности и возможности в любой жизненной ситуации выбрать именно тот продукт, который подходит именно вам. И кроме этого, еще важно предложить качественный современный сервис — в цифровых каналах, в отделениях банка, как с точки зрения обслуживания ежедневных финансовых задач, так и в решении вопросов нефинансового характера. Забота обо всех членах семьи, независимо от того, что именно нужно: выпустить платежный стикер для ребенка или предложить медицинские и страховые программы старшему поколению, оказать налоговую консультацию или дать доступ в бизнес-залы, скидки в крупнейшие ресторанные сети и отели — вот то, что отличает просто хороший банк от вашего любимого банка, банка для всей семьи. И наша цель именно в этом.