Президента FIA привлекли по звонку
Мохаммед бен Сулайем подозревается в попытке повлиять на итоги гонки
Чемпионат «Формулы-1» 2024 года только стартовал, а лицензирующую самую престижную гоночную серию мира Международную автомобильную федерацию (FIA) уже сотрясают скандалы. Еще не завершилась история с боссом чемпионской команды Red Bull Кристианом Хорнером, которого обвиняют в неподобающем общении с одной из сотрудниц «конюшни», как появилась новая. На этот раз ее фигурантом стал сам президент FIA Мохаммед бен Сулайем. Ему вменяется в вину попытка, не исключено удачная, воздействовать на определение призеров гонки. Речь о скандальной истории, имевшей место в прошлом сезоне, когда лидер Aston Martin Фернандо Алонсо за нарушения, допущенные его командой, сначала лишился третьего места по итогам Гран-при Саудовской Аравии, но позже место на подиуме ему вернули. Предполагается, что это случилось после вмешательства главы FIA.
Дисциплинарный комитет Международной автомобильной федерации открыл дело в отношении президента FIA Мохаммеда бен Сулайема. Как сообщает BBC, расследование было начато после получения сообщения от некоего информатора, заявившего, что господин бен Сулайем предпринял попытку, возможно удачную, повлиять на итоги одного из этапов «Формулы-1» сезона 2023 года. Речь о состоявшемся в марте прошлого года Гран-при Саудовской Аравии.
Это был второй этап первенства мира, выиграл его гонщик Red Bull Серхио Перес. Но страсти разгорелись не вокруг победителя, а в отношении пришедшего к финишу третьим представителя Aston Martin двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. Директорат гонки посчитал, что на старте машина Алонсо была расположена неправильно, за что он и получил пятисекундный штраф. Отбыть его испанец должен был на пит-стопе. Это он и сделал. Проблемы начались уже после финиша. В директорате гонки сочли, что механик команды Aston Martin коснулся домкратом машины Алонсо раньше, чем истекли те самые пять секунд. За это к времени испанца добавили 10 секунд, что лишило его места в тройке.
Однако Aston Martin опротестовала это решение и добилась успеха — штраф был отменен, и Алонсо вернулся на подиум.
Но, как утверждает информатор FIA, пересмотр наказания случился в результате вмешательства в процесс Мохаммеда бен Сулайема.
Якобы он звонил вице-президенту FIA по региону Ближнего Востока и Северной Африке шейху Абдулле бен Исе аль-Халифе и настаивал на отмене штрафа Алонсо. Как шейх Абдулла мог повлиять на решение дисциплинарных структур FIA, не поясняется. Добавим, что в решении FIA об отмене штрафа Алонсо отмечалось, что формулировки регламента, позволившие директорату гонки наказать испанца, «неоднозначные», а такие моменты должны трактоваться в пользу спортсмена. Впоследствии регламент был скорректирован. Теперь машины или гонщика, отбывающих штраф, нельзя касаться при любых обстоятельствах. В прежней версии регламента речь шла о том, что с машиной нельзя «работать».
Отметим, что FIA в последнее время переживает не лучшие времена. Чемпионат мира «Формулы-1» начался только в минувшую субботу, а в серии бушуют уже два скандала.
Помимо истории, в которую вовлечен Мохаммед бен Сулайем, есть еще и скандал, в центре которого босс чемпионской команды серии Red Bull (ее представитель Макс Ферстаппен выиграл три последних первенства мира) Кристиан Хорнер. Последний стал фигурантом проверки, инициированной материнской компанией Red Bull (производитель прохладительных напитков) после заявления некой сотрудницы «конюшни» о том, что господин Хорнер вел себя в отношении нее неподобающе. Нанятый для проведения расследования независимый специалист все обвинения с господина Хорнера снял, но страсти тем не менее не утихают. После обнародования решения о снятии обвинений с господина Хорнера некто с анонимного email-адреса разослал всем руководителям команд, гонщикам, представителям аккредитованных СМИ и т. д. скриншоты переписки британца с некой особой в WhatsApp. В списке получателей значится почти две сотни адресатов. Но примечательно, что ни один из них так ничего и не опубликовал. Просто потому, что пока невозможно подтвердить аутентичность скриншотов.
Тем не менее Red Bull лихорадит. Отец Макса Ферстаппена, в свое время тоже выступавший в «Формуле-1» Йос Ферстаппен (он сменил за карьеру семь команд и набрал в 107 Гран-при аж 17 очков, то есть меньше, чем его сын обычно собирает за один этап), заявил, что, если Хорнер не уйдет со своего поста, Red Bull просто разорвет изнутри. Кроме того, Ферстаппен-старший уже был замечен в боксах Mercedes общающимся с боссом немецкой команды Тото Вольфом. Это неизбежно породило разговоры о том, что Макс Ферстаппен (он связан контрактом с Red Bull до 2028 года, но в нем есть варианты досрочного расторжения) может задуматься о смене команды. Но, учитывая, как сложился Гран-при Бахрейна, который Ферстаппен выиграл за явным преимуществом и на котором машины Mercedes выглядели весьма бледно, рассчитывать на то, что действующий чемпион мира откажется от чемпионской машины, было бы наивно.