«Инвестируют не в проекты, а в людей»

Предприниматель Надежда Макова — о получении инвестиций для ИТ-проекта

Успехи женского бизнеса освещаются реже, и это подтверждает статистика. В 2023 году доля женских компаний в списке Fortune 500 составила 10%, а среди получивших инвестиции в России — 13%. Цифры неутешительные, но мотивирующие изменить ситуацию. Основатель и управляющий партнер LXP платформы KAMPUS Надежда Макова — о том, как получить инвестиции на развитие, когда ты женщина-предприниматель, развивающая ИТ-проект.

Основатель и управляющий партнер LXP платформы KAMPUS Надежда Макова

Основатель и управляющий партнер LXP платформы KAMPUS Надежда Макова

Основатель и управляющий партнер LXP платформы KAMPUS Надежда Макова

Прошлый год прошел для меня под знаком первого инвестиционного раунда для нашей платформы. Раунд оказался даже успешнее, чем планировалось. В сентябре 2023 года долю приобрел фонд Билайн Ventures, а в январе 2024-го — Антон Буздалин, серийный инвестор и основатель «Еаптека».

Такой успех скорее исключение: привлечь инвестиции без опыта во время «венчурной зимы», когда вложения в ИТ-стартапы упали на 83% по сравнению с 2022 годом, а доля сделок с женскими стартапами составила всего 18%. Глобально ситуация еще хуже: в 2022 году в США стартапы с полностью женскими командами получили 1,9% от общего объема инвестиций. Инвесторы с недоверием относятся к таким проектам. Однако по статистике инвестиции в женские проекты приносят на 10% больше дохода и обеспечивают в 2,5 раза более высокий возврат. Аналитики подтверждают: если женщины-предприниматели будут получать те же инвестиции, что и мужчины, это обеспечит рост мировой экономики до $5 трлн в год.

По данным Softline Venture Partners, за два года в России запустили более 10 венчурных фондов, еще 11 — на стадии запуска. Кажется, в индустрии наступает оттепель, и самое время решаться. Возможно, помогут наблюдения, основанные на моем опыте.

Говорите доступно и уверенно

Во время питча и предварительных встреч говорите то, во что верите, а не что, как вам кажется, хотят услышать. Задача питча — донести простую и сильную идею, зажечь будущего партнера. Излагайте доступно и лаконично. Не сыпьте терминами — инвесторы не обязаны разбираться в вашей сфере. Главную идею стоит выразить в одном предложении и так, чтобы понял человек из другой области.

Дайте четкий ответ на вопрос «Зачем?»

Инвестору должно быть понятно, в чем ценность проекта. Зачем он индустрии? Если вы четко сформулируете, что изменит проект, какую боль или потребность закроет, это станет серьезным аргументом в вашу пользу. Конечно, перед тем, как идти к инвестору, важно ответить на этот вопрос себе — максимально просто и емко (см. пункт 1).

Не докладывайте, а вовлекайте в историю

Инвестируют не в проект, а в людей. Поэтому рассказывайте о людях: команде, клиентах, партнерах. О тех, кто делает проект, и тех, кому он принесет пользу. Покажите значимость и перспективы проекта через реальные истории реальных людей, важность его миссии для команды. Это убеждает больше, чем абстрактные графики и сухие прогнозы.

И самое важное, говорите не об инвестициях в женские стартапы, а о поддержке социально значимых проектов в целом. От этого выигрывают все: страна, предприниматели, фонды. Сейчас намечается тренд, который не может не вселять надежду. Все больше инвесторов проявляют интерес к проектам с понятным и рассчитываемым импактом. Например, наша платформа KAMPUS, платформа детского онлайн-образования Novator Kids или онлайн-центр коррекции речи для детей MySpeech. У всех проектов понятная миссия — изменить разные сферы жизни человека. Все три получили инвестиции в 2023 году и вошли в 100 перспективных российских компаний по версии RB CHOICE. И все три основаны женщинами.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...