Мэр возьмется за проезд
Алексей Орлов рассказал о реформе общественного транспорта Екатеринбурга
В Екатеринбурге в августе начнется реформа общественного транспорта. На пресс-конференции мэр Алексей Орлов анонсировал введение брутто-контрактов для перевозчиков, повышение в 25 раз штрафа за безбилетный проезд и продолжение строительства трамвайной ветки в Академическом районе до Широкой Речки. Выручка от продажи билетов будет поступать в городской бюджет. По его словам, только когда качество перевозок будет повышено, можно будет обсуждать увеличение цены проезда.
Во вторник, 5 марта, на пресс-конференции глава Екатеринбурга Алексей Орлов рассказал о реформе системы общественного транспорта. Он подчеркнул, что «сейчас положение дел в этой сфере» не устраивает ни горожан, ни представителей власти. По словам мэра, реформу уже поддержал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Городские власти приступят к ее реализации в августе 2024 года.
Господин Орлов отметил, что проблемы в сфере общественного транспорта обострились в период пандемии коронавирусной инфекции, когда в 2020 году произошло «резкое снижение» пассажиропотока.
«Уменьшилась и прибыль транспортных предприятий. Из-за этого произошел отток кадров, вызванный неконкурентной заработной платой. Речь идет, прежде всего, о водительском составе»,— заметил господин Орлов.
По его данным, штат сотрудников ЕМУП «Гортранс» составляет 7 тыс. человек, однако фактически там работают 4,6 тыс. (недокомплект составил порядка 30%). С начала года водительскому составу «Гортранса» на 10% увеличили заработную плату, к осени планируется повысить ее еще на 30%. Помимо увеличения зарплаты, работникам «Гортранса» предоставляется общежитие или предлагается возможность приобрести жилье на льготных условиях.
Реформа предполагает внедрение системы брутто-контрактов, которые будут на конкурсной основе заключаться с перевозчиками. По словам Алексея Орлова, компании будут получать оплату за пройденные километры. «Мы будем учитывать коэффициент качества: как точно предприятие соблюдает установленное расписание, потому что сейчас именно по этой части идет огромное количество жалоб. Будет учитываться, насколько автобус и экипаж соответствуют требованиям контракта»,— пояснил господин Орлов. Он добавил, что контракт будет подразумевать и обновление автобусного парка. По предварительным подсчетам, речь идет о замене 400 машин.
Выручка от продажи билетов за проезд будет поступать в городской бюджет. Как утверждает Алексей Орлов, «переход на брутто-контракты позволит перевозчикам увеличить заработную плату сотрудников, по предварительным оценкам, до 30%».
В рамках реформы планируется создание центра по управлению пассажирскими перевозками, который будет контролировать все стадии перевозочного процесса и оплату проезда. По словам Алексея Орлова, на некоторых городских маршрутах число тех, кто не оплачивает проезд, доходит до 30% от всех пассажиров. «Мы предполагаем серьезно увеличить штрафы за безбилетный проезд, потому что нынешняя сумма штрафа в 100 руб. абсолютно никого не пугает. Мы планируем увеличить штраф до 2,5 тыс. руб.»,— заявил мэр Екатеринбурга. Он добавил, что мэрия внесет изменения в областной закон №52 «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области». Они предполагают, что кондукторы и контролеры смогут составлять административные протоколы на пассажиров, которые уклоняются от оплаты проезда. По словам господина Орлова, не исключено, что контролеры начнут ходить с представителями Росгвардии, как это делают, например, в Перми.
Стоимость поездки в общественном транспорте мэрия повышать не намерена. «Мы находимся в такой ситуации, когда даже на рубль повышение недопустимо, потому что качество проезда оставляет желать лучшего. Люди не могут заплатить за проезд, потому что автобус или трамвай переполнен. Когда мы хотя бы на 10% улучшим работу общественного транспорта, можно будет вести речь о повышении тарифа»,— прокомментировал господин Орлов.
Другим направлением транспортной реформы станет расширение трамвайной сети. «В первую очередь рассматриваем концессию по трамвайной ветке в Академическом районе. Первый этап уже реализован, линия обслуживает около 16–17 тыс. пассажиров в день. Сейчас планируется приобрести более 80 вагонов двух- и односекционных для обслуживания трамвайной линии. Кроме того, предполагается строительство еще более 20 км трамвайных путей до Широкой Речки»,— сообщил Алексей Орлов. По его словам, на обновление всего транспортного парка Екатеринбурга из федерального бюджета уже привлечено 150 млрд руб.
Господин Орлов не намерен забывать и о развитии метрополитена, хотя это «дорогостоящая история». «Мы идем по пути развития наземного метро. Основной задачей здесь было установление единого тарифа, что мы и сделали в прошлом году. Это позволило на 50% увеличить пассажиропоток. В прошлом году на освещение подъездных путей к станциям из городского бюджета было выделено 50 млн руб., в этом году запланировано 123 млн руб. На таких станциях, как Аппаратная, Компрессорный завод, Синие Камни, ВИЗ, Лечебный и Шувакиш, будут сформированы пересадочные узлы»,— пояснил Алексей Орлов.
Большинство перевозчиков, опрошенных “Ъ-Урал”, отказались оценить планируемую реформу. По словам директора некоммерческого партнерства «Городские пассажирские перевозки» Юрия Минина, система брутто-контрактов, несмотря на нюансы, является «вполне приемлемой». «Все зависит от цены контракта. Предприятие должно понимать, что ему это выгодно»,— прокомментировал господин Минин.