Путин и пустота
Эксперты сравнили программы кандидатов в президенты
Экспертный институт социальных исследований провел во вторник круглый стол на тему «Выборы президента-2024: с какими программами кандидаты подходят к финалу избирательной кампании?» Высокой оценки удостоилась лишь программа Владимира Путина. Больше других досталось Николаю Харитонову (КПРФ) — в том числе за отсутствие в его планах слова «молодежь». Программу Леонида Слуцкого (ЛДПР) охарактеризовали как популистскую, а в документе Владислава Даванкова («Новые люди») много модных слов, но нет ценностей. Впрочем, оговорились эксперты, это не значит, что все эти программы бесполезны: они могут дополнить стратегию действий будущего президента, тем более что мнение небольшого количества людей они все же выражают.
«Наше дело не критиковать, наше дело — именно представить»,— начал круглый стол в пресс-центре МИА «Россия сегодня» его модератор политолог Павел Данилин. Но тут же сам не удержался от критики: «Некоторые программы кандидатов демонстрируют несостоятельность предложений. В отличие от программы Владимира Путина, они зачастую используют популистскую риторику и мало что могут предложить избирателям».
Этим модератор фактически задал формулу всего будущего обсуждения, хотя начали эксперты как раз с того кандидата, который, по их мнению, заслуживает похвал.
«По законодательству самовыдвиженец не обязан публиковать программу. Поэтому, конечно, послание к Федеральному собранию, по сути, и является программой кандидата»,— напомнил политолог Александр Асафов. Он похвалил Владимира Путина: хотя послание и было посвящено «мирным аспектам нашей жизни», ключевые элементы, связанные с защитой нашей родины, тоже были в нем учтены. «Центром программы кандидата является человек. Все решения направлены на повышение, например, продолжительности жизни, качества жизни. Все новые национальные проекты так или иначе служат этой цели. Программа построена на понятной людям логике "было — стало — будет"»,— перечислял плюсы эксперт, не забывая останавливаться и на конкретных пунктах. В его речи нашлось место и кадровой программе для военнослужащих, и новым нацпроектам, и продолжению газификации садовых товариществ.
Павел Данилин решил заочно ответить скептикам, полагающим, что у Владимира Путина за годы пребывания у власти были возможности реализовать изложенные им идеи: «Это как подойти к маленькому мальчику и сказать: "Подними штангу в 200 кг! А что же ты не можешь поднять ее?" Надо понимать, что страна развивается, все идет от одной точки к другой. Чтобы совершить скачок, надо подготовиться к этому скачку!»
Следующим в очереди на обсуждение был Николай Харитонов. Коммунистов на круглых столах Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) ругают традиционно, так же случилось и в этот раз.
«В ней (программе кандидата Харитонова.— “Ъ”) нет слова "молодежь", нет слова "будущее". Весь пафос программы состоит в том, что нужно отменить капиталистическое общество и вернуться в социализм. При том, что многие члены КПРФ пользуются благами капиталистического строя. Сам факт, что программа не сориентирована на будущее, уже серьезный просчет»,— начал атаку политолог Владимир Шаповалов. Да и слово «суверенитет», как подсчитал внимательный эксперт, в программе встречается только один раз (по подсчетам “Ъ” — 2, зато в послании президента — 11). Далее он перешел к критике того, что в программе есть. Господину Харитонову досталось, например, за предложения развивать сельское хозяйство и остановить отток капитала: по мнению политолога, первое сейчас уже развито гораздо лучше, чем в СССР, а отток капитала в 2023 году и без коммунистов уменьшился в шесть раз.
ЛДПР и Леонид Слуцкий заслужили некоторую похвалу: замгендиректора консалтинговой группы «Полилог» Никита Сетов отметил, что, когда президент в послании предложил списать с регионов две трети долгов по бюджетным кредитам, либерал-демократы сориентировались и уже на следующий день разослали по региональным органам власти письма с предложением направить эти деньги на реализацию пунктов из их программы. «Популистская риторика для ЛДПР традиционна и понятна. В этом году популистский компонент тоже присутствует, это стандарт партийной работы. Дело Жириновского живет, но обретает новое содержание. В будущем партия явно попытается еще это использовать, но конечную форму этого дела нам еще предстоит увидеть»,— резюмировал господин Сетов.
Наконец, дело дошло и до Владислава Даванкова. По мнению исполнительного директора «Минченко консалтинг» Евгении Стуловой, 170 пунктов его программы выглядят масштабно и эклектично, но довольно искренне.
«Это все про будущее, все про молодежь. Когда разбирали программу — нужно было готовиться к круглому столу,— я с удивлением узнала, что многие из ее авторов младше 30 лет»,— подчеркнула эксперт, добавив, что молодежной направленностью программы объясняются все ее плюсы и минусы. При этом кандидат «Новых людей» стремится расширить свою электоральную базу, полагает госпожа Стулова. Также она отметила, что Владимир Путин фактически взял в свое послание два предложения кандидата Даванкова: возможность пересдавать ЕГЭ и тезис о выравнивании доходов бюджетников в регионах. «Программа Даванкова — это программа для людей, которые с удовольствием следят за выборами в западных странах. В ней есть все модное — биохакинг, трансгуманизм и прочее, но форма есть, а ценности за этим нет»,— не удержалась от своей ложки дегтя представитель ЭИСИ Екатерина Соколова. Зато программа Владимира Путина, по ее оценке, является примером не только для других кандидатов в президенты, но и для прочих политиков в мире, которые обязательно обратят внимание на какие-то ее пункты — например, о промышленной ипотеке.
«Мы же понимаем в итоге с вами, чем все закончится. Мы понимаем, кто "на первой базе"… У нас институционально суперпрезидентская система, победитель получает все,— признала госпожа Соколова.— Но я вижу потенциал, потому что в программах всех кандидатов есть какие-то вещи, которые очень здорово укладываются в национальные приоритеты и могут дополнить и программу инкумбента (действующего руководителя.— “Ъ”), и дальнейшую работу на благо нашего общего будущего. Поэтому будем надеяться, что не пропадет этот труд. Тем более они (другие кандидаты.— “Ъ”) представляют 4% избирателей. Но эти 4% — тоже приличные люди, наверное».