Опора на платформу
Крупнейшие цифровые компании переходят на собственные решения
Для российского бизнеса 2023 год стал во всех смыслах трансформационным: компании уверенно адаптировались к новой технологической реальности, усиливая свои позиции в импортозамещении. Одним из трендов стал переход крупных цифровых компаний на собственные программные платформы. Так, в частности, МТС полностью перевела на свою IT-платформу все сквозные решения экосистемы, а также запустила платформу по работе с данными, собственную телеком, облачную и антифрод-платформу. “Ъ” разбирался, какие преимущества дает бизнесу такой подход к цифровизации.
Уход в 2022 году многих зарубежных вендоров из России и ограничение доступа к их технологиям во многом стимулировало не только разработку отечественных решений, но также масштабный переход крупных цифровых компаний на собственные технологические платформы. Как отмечали в ассоциации разработчиков программного обеспечения «Руссофт», переход к платформенным решениям и развитие российских платформ — один из ключевых IТ-трендов 2023 года.
По оценке Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в 2021 году цифровые платформы использовали почти 15% российских организаций (без учета малого и среднего бизнеса), и число бизнес-пользователей постоянно растет. Лидирует сектор услуг: финансовые организации (33%), высшее образование (32%), а также оптовая и розничная торговля (25%). Среди российских платформ эксперты называют «Яндекс», «1С-Битрикс», VC, «1С: Предприятие», Сбер, «Госуслуги», однако в 2022 году в сегмент цифровых платформ начали выходить новые игроки.
Фундамент экосистемы
Согласно опросу ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, все большее число российских игроков разрабатывает собственные цифровые платформы — более 50% компаний. 71% респондентов используют их только внутри организации, а также для контактов с клиентами — B2B (70%) и физлицами (63%). Как отмечали аналитики Deloitte, при правильном проектировании платформы могут стать мощным катализатором для создания и развития богатых ресурсами экосистем. Так, в ноябре 2022 года, например, МТС объявила о переходе на собственную технологическую платформу The Platform, объединяющую все сквозные IT-решения экосистемы МТС. Потенциальную прибыль от внедрения в компании оценили в 10 млрд руб. за 2023 год.
The Platform — фундаментальная составляющая технологической трансформации экосистемы МТС, позволяющая быстро создавать и масштабировать сервисы любой сложности. Ее основу составляет комплекс сервисных, технологических и интеллектуальных платформ, а также систем безопасности и бизнес-решений. Платформа призвана освободить IT-специалистов от рутинных задач: настройки системного ПО и баз данных, мониторинга, развертывания, позволяя сфокусироваться на решении бизнес-задач. Уменьшается общее время разработки сервисов, а эффективность каждого сотрудника повышается.
Благодаря переходу на The Platform более 300 продуктовых команд МТС получили единый доступ к инфраструктуре, базам данных, интеграциям по всем ключевым продуктам экосистемы. Сегодня уже все продукты экосистемы МТС, включая МТС Premium, KION, «Мой МТС», MTС Travel и «МТС Маркетолог», используют компоненты The Platform. На конец 2023 года более 40% продуктов и систем МТС размещены на единой платформе. Компания планирует в четыре раза ускорить вывод новых продуктов на рынок и в три раза снизить простои бизнеса из-за технологических инцидентов.
Новая платформа позволяет решать целый ряд технических и производственных задач на каждом этапе бизнеса без дополнительных временных и финансовых затрат. Управление производственным процессом, тестированием, интеграциями, а также анализ качества данных и их каталогизация, виртуализация и предоставление интеллектуальной аналитики — все это и многое другое сегодня реализуется в МТС на основе технологического блока решений The Platform. С точки зрения систем эксплуатации платформа дает единое управление базой конфигураций, мониторингом и эксплуатационными процессами. Решение также позволяет выстраивать рекомендательные системы, системы распознаваний, биоидентификации и т. д. Бизнес-платформы в системе The Platform оптимизируют процесс построения каталогов сервисов компании, формируют предложения, управляют персонализацией и ценообразованием, исполнением заказов, анализируют поведение пользователей.
При этом The Platform является технологическим хабом не только для продуктов, которые уже входят в экосистему сервисов МТС, но и для компаний-партнеров. В рамках бизнес-решений на базе The Platform партнерам предоставляется открытый доступ к сервисам экосистемы в виде API и инструменты для построения бесшовных платежей. Благодаря упрощенной интеграции партнеров появляется возможность ускоренного вывода на рынок интегрированных продуктов и сокращаются технологические и бизнес-издержки при переходе в экосистему МТС.
Данные в безопасности
Еще одним трендом 2023 года стало масштабное развития систем искусственного интеллекта, и, как следствие, вырос спрос на платформы для работы с данными, их сбора и анализа. Однако и в этой части крупные участники рынка стали делать ставку на собственные разработки. Еще в начале 2023 года МТС, расширяя внедрение собственных решений, перешла на свою платформу для работы с данным DataOps Platform, заменив тем самым иностранные решения. ПО в несколько раз ускоряет вывод новых продуктов на рынок, а потенциальная экономия на работе с данными благодаря внедрению DataOps Platform оценивается компанией в 1 млрд руб. до 2025 года.
DataOps Platform обеспечивает продукты экосистемы современными инструментами для потребления, хранения, преобразования, визуализации, распространения, контроля качества и безопасности данных, при этом сокращает время на обработку и передачу информации от нескольких дней до нескольких секунд. DataOps Platform играет ключевую роль в центральной платформе экосистемы МТС The Platform, обеспечивает основные процессы data governance для всей экосистемы. В первую очередь в рамках импортозамещения на платформу перейдут клиентские и коммерческие данные, показатели работы системы и инфраструктуры, финансовая отчетность, документы, глубокая аналитика.
Стандартизированный инструментарий DataOps Platform для работы с данными снижает совокупную стоимость владения и управления информацией в масштабе всей экосистемы МТС. Он обеспечивает синергию всех платформенных сервисов внутри компании. Платформа используется в ключевых продуктах экосистемы: «МТС Маркетолог», МТС Travel и других сервисах МТС. Более 1 тыс. аналитиков МТС, data-специалистов и инженеров уже используют DataOps Platform в ежедневной работе. При этом качество и точность прогнозов при использовании инструмента повысились до 95%.
«Основная цель перехода экосистемы МТС на DataOps Platform — это, во-первых, возможность самостоятельно, быстро и легко командам работать сданными экосистемы. И, во-вторых, это возможность обеспечить связанность экосистемы за счет единых данных. В то же время DataOps Platform гарантирует повышение доступности и качества данных. На сегодняшний день это решение используется внутренними командами МТС, но мы допускаем возможность внедрения нашей системы в продукты и компании на внешнем рынке»,— отметил первый вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин.
Большие данные (Big Data) применяют или планируют использовать в ближайшие три года уже более трети (35,5%) российских компаний, подсчитал «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. В основе мониторинга — результаты обследования 4 тыс. организаций из десяти отраслей экономики в июне—июле 2023 года. Лидеры по доле пользователей больших данных — сервисные компании в финансовом секторе, в телекоме и IT (в том числе цифровые платформы и экосистемы). Во всех названных секторах эту технологию применяют более 50% организаций.
Платформа к облаку
Спрос на внедрение платформенных решений в 2023 году также стимулировал перевод многих бизнес-процессов в облако. Бизнес оценил эффективность этого инструмента цифровизации. По итогам 2023 года рынок облачных сервисов вырос на 33,9%, до 121,4 млрд руб., подсчитали в iKS-Consulting. БОльшая часть доходов пришлась на аренду вычислительных мощностей, на которых клиенты могут запускать собственные IT-решения. Аналитики связывают рост с увеличением проникновения облачных услуг, переходом «значительной доли пользователей в российские облака из зарубежных», появлением на рынке новых участников и «фокусированием крупных провайдеров на секторе облачных услуг».
Весной 2023 года МТС вывела на проектную мощность внутреннюю облачную платформу МТС Ocean, она дополнила внешнюю коммерческую платформу провайдера #CloudMTS и также представляет собой часть общей технологической платформы The Platform экосистемы МТС. Решение призвано ускорить и унифицировать разработку облачных экосистемных продуктов МТС, обеспечивая их более безопасными, надежными и масштабируемыми компонентами. Помимо Cloud Native, среды для создания и эксплуатации внутренних технологических сервисов, МТС Ocean представляет собой облачную платформу для разработки и тестирования будущих коммерческих продуктов МТС для облачного провайдера #CloudMTS.
Переход на платформу МТС Ocean, говорят в МТС, позволит более эффективно выстроить работу продуктовых команд, снизив их затраты на создание и эксплуатацию инфраструктуры за счет получения готовых базовых сервисов на платформе. Если ранее на выделение инфраструктуры требовалось около трех недель, то сегодня этот процесс занимает не больше минуты. В результате общее время вывода на рынок новых продуктов и стоимость их разработки сократятся в два раза, а ежегодный экономический эффект от работы платформы составит около 1 млрд руб. при капитальных затратах на ее внедрение в размере 700 млн руб.
Благодаря платформе объединенные команды смогут использовать ряд сервисов PaaS (Platform as a Service — платформа как услуга) и IaaS+ (Infrastructure as a Service — инфраструктура как услуга) в режиме самообслуживания: базы данных, сервисы очередей, контейнерные и бессерверные технологии, другие решения, отвечающие стратегии перехода МТС от монолитной телеком-архитектуры к концепции Сloud Native. МТС Ocean уже активно используется собственными digital-командами МТС, в том числе в формате Private Cloud, также параллельно идет процесс миграции крупнейших продуктов компании на платформу. Более 300 продуктов МТС уже используют МТС Ocean, на конец 2023 года интеграция платформы достигла 80% от всех продуктов компании.
Фрод не пройдет
Не менее важным стимулом для перехода на собственные платформенные решения для крупного бизнеса стало повышение уровня кибербезопасности на фоне роста угроз. В целом в январе 2024 года со звонками с подозрением на мошенничество столкнулись 19% пользователей в РФ, что на 5 п. п. выше год к году, оценили в Kaspersky Who Calls. В прошлом году для борьбы с телефонными мошенниками в РФ запущена платформа верификации «Антифрод». По данным Роскомнадзора, только в декабре 2023 года она проверила 12,2 млн звонков и пресекла более 120 млн мошеннических вызовов.
Для повышения безопасности операторы связи начали внедрять и дорабатывать собственные системы борьбы с фродом. Так, цифровая экосистема МТС в прошлом году перешла на собственную антифрод-систему Fraud Detection Platform, полностью заменив иностранное ПО. Решение на 31% быстрее и точнее анализирует поведение пользователей и выявляет аномалии, говорят в компании. Новая антифрод-система анализирует и упорядочивает потоки данных, которые получает с различного оборудования и в разных форматах, систематизирует их и выявляет закономерности. Fraud Detection Platform обрабатывает более 5 млрд транзакций в сутки, тратя на каждую в среднем не более 50 миллисекунд. В случае выявления подозрительного поведения пользователя система позволяет провести анализ и при необходимости оперативно блокировать мошеннические действия. Внедрение Fraud Detection Platform, по оценке МТС, позволит МТС экономить порядка 460 млн руб. в год.
В отличие от мониторинга на иностранном ПО, который работал только на основе статических правил, алгоритмы Fraud Detection Platform включают ML-детекцию, основанную на более чем 250 параметрах, рассчитываемых для всех активных абонентов МТС. Такой многофакторный анализ позволяет выявлять даже самые нетипичные мошеннические схемы. Ранее антифрод-система учитывала только 32 показателя по каждому действию в сети, теперь число параметров не ограничено. Fraud Detection Platform хранит информацию об операциях достаточное время для проведения ретроспективного анализа, и такой мониторинг помогает МТС строить новые гипотезы выявления фродовых сценариев.
«Переход на собственную антифрод-систему в настоящее время — необходимое и важное решение. Мошенники изобретают все новые схемы обмана. Чтобы быть на шаг впереди, мы используем наши главные ресурсы: экспертизу и современные технологии. Совместно с Департаментом Антифрод Блока безопасности МТС нам удалось разработать универсальное, легко масштабируемое решение не только для телеком-компаний, но и для всего рынка: банков, ритейлеров, e-commerce и др. Главное преимущество Fraud Detection Platform для заказчиков будет в том, что сценарии при выявлении потенциального фрода можно настраивать самостоятельно, не обращаясь к разработчикам»,— отметил директор по информационным технологиям IT-кластера «Развитие инфраструктуры» МТС Андрей Ефремов.
Платформенные эффекты
Переход на собственную технологическую платформу — это не только прямая финансовая выгода от улучшения производственных процессов, но и возможность быстро запускать сервисы и привлекать в экосистему новых клиентов, объясняет Павел Воронин. «Ранее ввиду технологических ограничений существовавших разрозненных IT-систем скорость разработки и внедрения новых цифровых продуктов была невысока. Когда требовалось добавить новый функционал, нужно было вносить изменения в несколько legacy-систем. Цикл тестирования и проектирования каждого изменения занимал до шести месяцев»,— рассказывает он.
The Platform делает процесс создания и поддержки продуктов и сервисов радикально более эффективным, дает возможности омниканального обслуживания и персонализации, гибкого бандлирования и пакетирования услуг, обеспечивает передачу данных клиента в реальном времени и многое другое. «В результате пользователи продуктов экосистемы получают удобный доступ к десяткам максимально удобных сервисов, делающих их жизнь лучше»,— отметил Павел Воронин.
В 2023 году МТС оптимизировала ряд технологических процессов, что повысило востребованность сервисов и услуг и увеличило дополнительный экономический эффект от технологий более чем в четыре раза. «Так, доля наших продуктов, доступных онлайн, достигла 99%. При этом доля потоков данных, обрабатываемых в реальном времени, выросла с 18% до 43%. Вывод новых продуктов на рынок ускорился примерно в полтора раза, а скорость их разработки и последующих доработок — в четыре. Также мы видим, что развитие платформы — интересная, амбициозная задача, на которую приходит много специалистов»,— рассказал господин Воронин. Как следствие, по итогам 2023 года МТС, по собственным данным, повысила привлекательность своего бренда для IT-специалистов примерно на 10% и вошла в топ-5 технологических работодателей в сфере IT, Big Data и ИИ.
В планах — завершить миграцию всех продуктов и сервисов экосистемы на The Platform, а также масштабировать платформу на внешний рынок. «Решение, по нашим прогнозам, будет востребовано компаниями из разных отраслей, поскольку представляет собой комплекс платформ под разные задачи бизнеса и работает по принципу конструктора. Так, с помощью бизнес-платформ партнеры смогут управлять предложением и продажей продуктов, производить по ним расчеты, контролировать клиентские пути»,— убежден Павел Воронин.
Технологические платформы отвечают за интеграцию и автоматизацию процессов, управление производством продуктов, дают инструменты хранения, преобразования, визуализации и аналитики больших данных. Интеллектуальные платформы содержат готовые сервисы для распознавания текстов, голоса, видеоаналитики, обработки естественного языка, построения рекомендательных систем, создания голосовых и чат-ботов, а также решения задач машинного обучения. А инфраструктурные сервисы позволяют командам за несколько минут получать необходимые облачные ресурсы для разработки и тестирования. То есть в зависимости от потребностей любое предприятие сможет использовать The Platform.
The Platform открывает бизнесу новые возможности, такие как омниканальная персонализация или бесшовность клиентского опыта, а также освобождает IT-специалистов от рутины: настройки системного ПО и баз данных, построение систем мониторинга, развертывания, позволяя сфокусироваться на решении бизнес-задач. В результате, добавляет Павел Воронин, до 30% ресурсов продуктовых команд высвобождается. Переход на платформу позволяет сократить время получения инфраструктуры до минуты, в четыре раза ускорить вывод новых продуктов на рынок, вдвое снизить затраты на IT, заменять устаревшие системы, а также продукты зарубежных вендоров.