В VR пришли просто посмотреть
Продажи нашумевшей гарнитуры от Apple исчисляются десятками
Интерес к очкам дополненной реальности Apple Vision Pro в России не конвертируется в продажи. По заверениям ритейлеров, за неполный месяц с момента их вывода на рынок было реализовано лишь несколько десятков устройств. При этом розничные сети активно устраивают демонстрации технологий, и, по словам экспертов, крупные сети могут использовать подобные устройства лишь таким образом — для привлечения посетителей.
“Ъ” опросил ритейлеров, выведших на российский рынок гарнитуру дополненной реальности Apple Vision Pro, о результатах продаж в первый календарный месяц. Устройство в зависимости от магазина и объема встроенной памяти продается по цене от 580 тыс. до 670 тыс. руб. Единственным розничным магазином, который раскрыл примерные объемы их продаж, стал «М.Видео-Эльдорадо». По их данным, продажи в России за неполный февраль исчисляются «несколькими десятками штук»: «Подводить итоги продаж при этом пока рано. Apple Vision Pro является перспективным, но нишевым продуктом». В МТС сообщили, что на этапе предзаказа очков «получили более 600 заявок на покупку» (по скольким из них сделки были закрыты — не уточняется), а после старта продаж «спрос стал более умеренным».
Более подробно розничные сети отчитались о том, как посетители заинтересовались тестированием Apple Vision Pro в демонстрационных зонах. По данным Inventive Retail Group, к концу февраля в магазинах restore: в Москве, где были организованы демонстрации, гарнитуру протестировали 704 человека: «10 февраля зоны тест-драйва были открыты в трех флагманских точках, с 27 февраля добавились еще две». В «М.Видео-Эльдорадо», в феврале развернувшей демозоны в том числе за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, сказали, что «наблюдают активный интерес к тестированию, особенно в регионах». Организовать тестирование гарнитуры в регионах — «по две недели на город» — планирует и restore:.
Apple Vision Pro вышли в продажу в США 2 февраля. Официально очки, продающиеся по цене от $3,5 тыс., не представлены в других странах. Интерфейс системы доступен только на английском, а установка приложений требует американской учетной записи (см. “Ъ” от 14 февраля). Сроки выхода гарнитуры в других странах, как утверждает аналитик TF International Securities Group Мин Чи Куо в своем блоге на Medium, зависят от сроков модификации системы под местные регуляторные требования.
Крупные российские ритейлеры, как считает руководитель Content Review Сергей Половников, «не столько предлагают Apple Vision Pro к продаже, сколько используют как точки притяжения или реквизит для розничных магазинов с расчетом на людей, которым интересно посмотреть на необычное устройство». По его словам, гарнитуры виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности не подходят для добавления в их ассортимент как класс: «Ритейлерам надо закупать товар в достаточном количестве, чтобы представить его по всей сети, но текущая цена и спрос на гарнитуры не позволяют это сделать». Те же потребители, которые действительно заинтересованы в устройствах этой категории, будут покупать их, минуя магазины электроники массовой направленности, говорит он.
От картонки до экстремизма
Гарнитура от Apple стала одной из немногих VR/AR-гарнитур, вышедших на российский рынок в течение года. В 2023-м в магазинах появились новые поколения очков от Sony и Meta (ранее — бренд Oculus; деятельность Meta в связи с Facebook и Instagram объявлена в РФ экстремистской и запрещена). Также на рынке представлены устройства от Valve и HTC, требующие подключения к производительному компьютеру, и гарнитура от китайской Pico, которая может использоваться в том числе автономно. В 2023 году при общем падении спроса на VR-шлемы спрос на устройства Pico вырос более чем в 30 раз год к году, сообщал CNews, по данным Price.ru за январь—май.
Отдельно магазины предлагают дешевые VR-очки, предназначенные для использования с телефонами. В них, как правило, нет активных компонентов, и конструктивно они представляют собой держатель для смартфона с линзами. Принцип работы был реализован в 2014 году в платформе Google Cardboard. В 2019-м Google, которая к тому моменту прекратила самостоятельно развивать VR-технологии, выпустила проект Cardboard под открытым исходным кодом.
Использование же высокопроизводительных гарнитур в России, даже если речь идет не об Apple Vision Pro, сопряжено с проблемами. Из-за блокировки в России сервисов Meta (деятельность компании в связи с Facebook и Instagram объявлена в РФ экстремистской и запрещена) использование гарнитур компании требует использования VPN. Покупки игр и приложений во встроенном магазине даже при наличии поддерживаемого средства платежа могут быть расценены как перевод денег экстремистской организации (см. “Ъ” от 11 октября 2022 года). Именно из-за того, что многие функции представленных на рынке устройств недоступны в России, покупателей AR/VR-решений в стране будет немного, говорит бизнес-аналитик Fplus Артур Махлаюк.
Вижу путь к потребителю
Хоть Apple Vision Pro и вызвала интерес к своей категории устройств, «роста спроса на VR не наблюдается, а краткосрочные всплески происходили и раньше», говорит источник “Ъ” в одном из крупных дистрибуторов. По его словам, традиционным потребителем таких устройств считается бизнес: от VR-клубов до заказчиков промышленных решений. Без вендорской поддержки рост популярности устройств в потребительском сегменте маловероятен: «Вендоры и запускали рекламу, и давали партнерам всю линейку своих продуктов. Сейчас же поставщики везут только то, на что уже есть спрос, в соответствующих объемах». Так, впрочем, было и с гарнитурами Oculus, которая никогда не была официально представлена в РФ, добавил источник.
В «М.Видео-Эльдорадо» готовы рассматривать расширение ассортимента VR/AR-устройств, «но на данный момент мы фокусируемся на поставках Apple Vision Pro», сообщили “Ъ” в компании. Ее текущий ассортимент по этому направлению, согласно сайтам магазинов, преимущественно состоит из VR-очков стоимостью от 800 руб. до 4,5 тыс. руб. В restore: сообщили, что будут изучать рынок и возможный спрос на очки разных производителей, но не прокомментировали возможность расширения ассортимента. В МТС же сообщили “Ъ”, что таких планов у компании нет: «Для нас это не основной продукт».
Ситуация, по словам господина Махлаюка, может измениться в среднесрочной перспективе, если китайские производители выпустят на рынок устройства, сопоставимые с Apple Vision Pro: «Но такие сложные продукты разрабатываются минимум год-полтора». При этом пользователям важен и вопрос подключения очков к другим устройствам, особенно в рамках единой экосистемы: «В случае с устройством от Apple пользователям нравится, что они могут, например, ретранслировать экран MacBook в очки. Такие сценарии создают у человека восприятие, что очки — это не просто игрушка и что их можно теоретически использовать и для рабочих задач».