Восток затянуло туманом
Как развивалось сотрудничество России и Кореи в медиаиндустрии
По итогам 2023 года участники медиарынка — издательства, онлайн-кинотеатры и музыкальные стриминги — увидели эффект от сотрудничества с Южной Кореей. Так, книжный рынок планирует и дальше развивать сегмент локальных комиксов, которые пользуются спросом у аудитории, онлайн-кинотеатры приостанавливают активные закупки контента, который не стал сверхпопулярным у зрителя, а концертные организаторы со скепсисом смотрят на массовый приезд корейских исполнителей. “Ъ” разобрался, как дальше будет развиваться взаимодействие медиабизнеса двух стран.
Комиксы идут в довесок
Развитие корейской культуры в России в прошлом году вышло за пределы социальных сетей. Зарубежные компании покинули российский рынок, поэтому местный бизнес начал искать новых партнеров на востоке. Издательства были одними из первых, кто увидел нарастающий интерес к корейской культуре в 2022 году, и стали активно внедрять восточные произведения в каталоги. По данным сети «Читай-города» (аффилирована с «Эксмо-АСТ»), в прошлом году было продано в три раза больше манхвы (южнокорейские комиксы.— “Ъ”) по сравнению с 2022-м. Это более 45 тыс. экземпляров, уточнил представитель сети. Лидером продаж стал первый том произведения «Единственный конец злодейки — смерть» от Квон Геыль и Суволь, на втором месте — «Поднятие уровня в одиночку» от Чхугон, замыкает топ–3 первый том «Лерианы, невесты герцога по контракту». В «Читай-городе» утверждают, что рост объема рынка манхвы — это закономерное продолжение «корейской волны».
Интерес россиян к теме подтверждают и продажи учебников корейского языка: они увеличились на 9% в прошлом году по сравнению с 2022-м, уточнил представитель сети. В компании ожидают, что тренд сохранится и в 2024 году: «Плюс этой категории в том, что она многосоставная. Мы видим это на примере японских и китайских комиксов: читатели не останавливаются на прочтении первой части и коллекционируют циклы. В корейских комиксах тоже есть серийность».
Первый официальный издатель азиатских комиксов появился в 2004 году в Москве. Компания называлась «Сакура-Пресс», сотрудничала с АСТ. Первым проектом издательства стал выпуск лицензированной манги «Ранма 1/2». До этого, в 1990-е годы, японская манга переводилась неофициально на русский и английский языки, после чего появлялись диски со сканами и адаптированными надписями в баллонах (графическое средство, используемое для иллюстрации речи либо мыслей персонажа). После прихода на рынок «Сакуры-Пресс» в Москве стали работать еще два-три пиратских издательства, занимавшихся адаптацией азиатских комиксов. Упомянутые компании выпустили примерно 10–15 наименований, в их числе были популярные проекты «Тетрадь смерти», «Гот». Сейчас поклонники азиатских комиксов могут найти в сети новинки, еще не переведенные официальными издательствами. Одни из самых популярных сайтов в русскоязычных сообществах — MangaLib, ReadManga, ReManga.
В погоне за аудиторией манхву начали выпускать не только издательства, но и онлайн-сервисы. Входящая в МТС платформа «Строки» в августе открыла раздел комиксов, до конца 2024 года планирует разместить там не менее 100 популярных графических произведений. Сервис «Яндекса» «Букмейт» в апреле также запустил специальный раздел от крупных и нишевых российских издательств, включая каталог Bubble Comics, а также комиксы от «Эксмо-АСТ», No Kidding Press, «Лайвбук», Сlever. В «ЛитРесе» уже представлено более 1,2 тыс. изданий, включая пособия по истории комиксов и их созданию.
Правообладатели также стали активнее бороться с пиратскими ресурсами. Так, MStoryLink (зарегистрирована в Корее), дочерняя компания Mstoryhub, крупного производителя контента вебтунов (южнокорейский цифровой комикс), в 2022 году запустила в России сервис «Мой комикс». По данным собеседников “Ъ” на издательском рынке, администрация ресурса разослала ряду платформ письма с просьбой удалить нелицензионные произведения. Часть из них, по утверждению представителя Государственного южнокорейского агентства креативного контента, удалили контент, кроме ReManga. В ответ команда «Мой комикс» сообщила, что готовит иск к платформе (см. “Ъ” от 25 сентября 2023 года). Но уже в 2024 году стало известно, что администрация проекта с лицензионными произведениями не может успешно противостоять пиратам. Владелец MStoryLink начал искать партнера в России: проект не смог самостоятельно продвигать продукты в стране из-за отсутствия необходимых знаний о рынке и активно бороться с нелегальным сегментом (см. “Ъ” от 10 февраля).
Ошибочная экспедиция
В числе тех, кто присоединился к адаптации корейского контента в России, были и представители киноиндустрии. Так, еще в прошлом году президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова сообщала “Ъ”, что в репертуаре сети появится китайский фильм «Блуждающая земля-2», а также корейские «Возвращение в Сеул», «Ночная сова» и «Призрак у озера» (см. “Ъ” от 27 марта 2023 года). По ее словам, южнокорейские фильмы часто становились лидерами проката. Не отставали и онлайн-кинотеатры: у Start появились на платформе «История девятихвостого лиса», «Дьявольский судья», «Воспоминания из будущего», «Иви» закупил эксклюзивные дорамы (телесериалы из Юго-Восточной Азии) одной из крупнейших корейских студий — KBS. «Кинопоиск» также планировал увеличить объем восточного контента на своей платформе, поскольку в среднем 17% подписчиков сервисов смотрели корейские и японские произведения (учитывались подписчики, которые посмотрели не менее двух минут контента).
В Start “Ъ”, однако, сказали, что, несмотря на популярность корейского контента, он, как и турецкий, хорошо работает именно на удержание, «не на привлечение, и является достаточно нишевым продуктом». По итогам 2023 года его смотрение среди зрителей платформы составило более 500 часов, а в топ-5 самых популярных дорам вошли: «История девятихвостого лиса», «Никто не знает», «Паразиты», «Алиса», «Дьявольский судья».
В Premier уточнили, что в 2023 году около 44% подписчиков онлайн-кинотеатра смотрели зарубежный контент: «Слабый зрительский интерес мы зафиксировали только в отношении корейского контента, о чем нас и предупреждали аналитики». В Premier объясняют это огромной разницей культур: корейский контент насыщен малоизвестными россиянам традициями и обычаями Азии, из-за чего просмотр сериала или фильма может стать сложной задачей. Единственный проект из Южной Кореи, который показал высокие просмотры на Premier,— это анимация для детей «Larva». Тем не менее на стриминге не планируют отказываться от южнокорейской продукции: «Есть зрители, которые любят корейские фильмы и сериалы, и мы не можем оставить их без этого контента».
В «Кинопоиске» подтверждают этот тренд. По данным «Индекса Кинопоиска Pro» (измеряет интерес зрителей к сериалам), Южная Корея входит в топ-5 стран, к проектам которых есть стабильный и высокий интерес. Доля интереса к корейским проектам, как правило, колеблется между 3% и 4% от общего интереса ко всем сериалам, указал представитель сервиса. Заметный рост интереса к восточным проектам был замечен в октябре 2021 года — он был связан с выходом сериала «Игра в кальмара», доля интереса к корейским сериалам тогда превысила 13% от общего интереса к сериалам.
На «Кинопоиске» около 5% смотрения во втором квартале прошлого года приходилось на проекты из Южной Кореи. «Зрителям наиболее интересны дорамы «История девятихвостого лиса», «Демон», «Силачка То Бон-сун», «Императрица Ки» и другие»,— сказал представитель сервиса. «История девятихвостого лиса» популярна и на Kion (МТС). Директор по контенту и дистрибуции Kion Мария Смирнова уточнила, что корейский контент имеет свою лояльную аудиторию, которая с удовольствием смотрит его на платформах. В топ-5 самых популярных корейских проектов вошли также «Мой пес Руни», «Гангстер, коп и дьявол», «Ева», «Паразиты».
Корейский свинг
При этом культура Южной Кореи в России стала во многом популярна благодаря k-pop (музыкальный жанр, возникший в Южной Корее в 2000-е годы и превратившийся в масштабную музыкальную субкультуру), уверены собеседники “Ъ” на музыкальном рынке. Индустрия начала развиваться еще в 2018 году, но получила новый виток развития после начала военных действий на Украине и отмены концертов многих западных артистов. Так, общая аудитория поклонников k-pop в соцсети «ВКонтакте» в 2022 году превысила 9,1 млн человек, а число тематических сообществ составило более 1,5 тыс., сообщали “Ъ” в VK. По оценке профессора Ким Се Вана из Женского университета Ихва (Сеул), в целом k-pop приносит стране $10 млрд в год (см. “Ъ” от 17 декабря 2022 года).
Медиаконтент стал одним из камней преткновения, уверен собеседник “Ъ” на медиарынке, «в отличие от других сфер, где Южная Корея поддерживает санкционную политику США». С другой стороны, страна до сих пор не особенно активно отправляет своих артистов на гастроли в Россию, говорят источники “Ъ” на музыкальном рынке: «Но это касается только известных на Западе групп, к примеру BTS». Так, в прошлом году на фестивале VK «Фандом Фест» выступила корейская группа W24. До этого стало известно, что в первом квартале год к году россияне стали в 2,8 раза чаще покупать товары, связанные с индустрией k-pop (см. “Ъ” от 18 мая 2023 года).
Не стоит, однако, думать, что рост корейского сегмента обеспечивает вероятность их концертов в России, уверен топ-менеджер одного из музыкальных издательств: «После начала военных действий у нас возникли проблемы с корейскими правообладателями. Часть из них хотела изъять каталог песен своих артистов из библиотек российских музыкальных стримингов, как это сделали Warner, Sony и Universal. Поэтому в таких условиях говорить о начале волны туров корейских музыкантов преждевременно, как и надеяться на оттепель».