Банки берут IT-высоту
Как цифровизация финансового сектора повышает его эффективность
Российский финансовый сектор, исходно лидирующий по уровню цифровизации среди других отраслей, в 2023 году ускорил внедрение IT, в том числе платформенных решений, аналитики больших данных и других систем. “Ъ” разбирался на примере ВТБ, как собственные IT-решения ускоряют бизнес-процессы и, как следствие, повышают эффективность взаимодействия с конечными клиентами.
По данным Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, представленным в феврале текущего года, телеком, IT и финансовый сектор лидируют по применению больших данных: их используют более половины компаний в этих отраслях. Финансовый сектор, кроме того, лидирует (33%) по применению цифровых платформ, также по оценке ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Финансовые компании активно внедряют IT-решения, в том числе собственной разработки.
Так, в конце 2023 года банк ВТБ, например, разработал и внедрил собственное технологическое решение для обработки информации и проверки качества данных, используемых при подготовке управленческой и аналитической отчетности в рамках продукта «Эквайринг». Это позволило ускорить подготовку отчетности и процесс принятия бизнес-решений. Новое решение реализовано на отечественной платформе Arenadata DB в рамках формирования технологического суверенитета в банке. Бизнес-подразделения банка получили возможность контролировать ключевые показатели по продукту: от количества трансакций в различных устройствах до себестоимости обслуживания клиента.
«Ценность данных, необходимых для анализа и составления отчетности, прежде всего в их актуальности и корректности. Новое решение позволило улучшить именно эти характеристики. Кроме того, мы можем существенно быстрее анализировать данные, проверять их и предоставлять для принятия бизнес-решений»,— подчеркнула руководитель финансового департамента, вице-президент ВТБ Наталья Сурова.
«Обработка данных является одним из ключевых этапов при подготовке отчетности. Благодаря внедренному решению банку удалось ускорить в четыре раза готовность данных для формирования отчетности по продукту «Эквайринг». Кроме того, мы смогли реализовать еще одну важную задачу в рамках обеспечения технологического суверенитета»,— добавил руководитель департамента технологического развития общебанковских систем, старший вице-президент ВТБ Никита Рыбченко.
В середине 2023 года ВТБ также стал лауреатом национальной премии в области технологий «Приоритет: Цифра 2023» в номинации «Финансовые технологии» за разработку и внедрение собственного IT-решения для обработки информации и верификации качества данных, используемых для подготовки аналитической отчетности,— Портал интерактивной работы с сегментами (ПИРС). Разработка позволила банку на 30% сократить трудозатраты на обработку информации из первичных источников данных, в несколько раз уменьшить риск операционных ошибок при подготовке отчетности, а также минимизировать время ручной обработки данных. Процедура корректировки исходных данных, необходимых для подготовки отчетности, сократилась в десятки раз: с нескольких суток до нескольких часов.
Ключевой инновацией ПИРС стала двухсторонняя интеграция пользовательского интерфейса со слоем данных. Это дало возможность максимально сократить время цикла «анализ данных—исправление—запись в слой данных—возврат обновленных данных для продолжения анализа», что значительно ускорило формирование отчетности. «Новое решение оказалось настолько востребованным, что количество бизнес-пользователей за год эксплуатации возросло в шесть раз. Функциональность ПИРС активно развивается, на сегодняшний день в продуктивную эксплуатацию внедрен 19-й релиз»,— отметил Никита Рыбченко.
Ценность данных, необходимых для составления финансовой отчетности, заключается прежде всего в их актуальности, полноте, корректности и доступности. «Все эти характеристики предоставляет решение ПИРС. Мы как централизованная финансовая служба можем существенно быстрее анализировать данные, исправлять их и предоставлять пользователям для принятия бизнес-решений. Кроме того, ПИРС позволяет говорить об одних и тех же показателях с другими подразделениями банка»,— подчеркнула Наталья Сурова.
Помимо этого, в начале года ВТБ разработал и внедрил аналитическое решение для мониторинга ключевых финансовых показателей по всей сети офисов продаж банка. Оно также реализовано на базе платформы Arenadata. Решение обрабатывает информацию и проверяет качество данных для подготовки отчетности и повышения эффективности работы точек продаж. Банк таким образом получил сервис, который позволяет проводить анализ точек продаж с учетом специфики конкретного офиса, а также предоставляет ключевым внутренним заказчикам полную финансовую информацию по сделкам корпоративных клиентов. Решение помогает проверить качество данных, внести корректировки и провести оперативный анализ ключевых показателей всей сети офисов продаж.
«С начала года мы добавили функции по обогащению данных, расширили спектр параметров финансового результата и внедрили новые уровни детализации»,— отметила Наталья Сурова. «Платформа помогла существенно сократить сроки предоставления данных бизнес-пользователям и позволила ускорить формирование аналитических витрин до трех раз»,— отметил Никита Рыбченко.
Сейчас в условиях меняющейся парадигмы потребления цифровая трансформация финансового сектора охватывает широкий спектр продуктов, услуг и процессов: от коммуникаций с конечными потребителями до хранения и обработки массивов данных и процедур принятия решений. Согласно прогнозам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, спрос на передовые цифровые технологии в 2020 году оценивался в 55,5 млрд руб. с перспективой роста в 25 раз к 2030 году, а финансовый сектор сейчас — и в перспективе, по оценке аналитиков — один из лидеров разработки и внедрения IT.