К запросам возникли вопросы
Генпрокуратура сообщила о большом количестве отказов от международно-правового сотрудничества
В прошлом году международно-правовое сотрудничество с США и европейскими странами оставалось фактически замороженным. Фигурантов уголовных дел и заочно осужденных РФ не выдают, признавая их преследование политическим или заранее полагая, что их права могут быть нарушены. Около 40 подобных запросов Генпрокуратуры (ГП) России были отклонены с политической мотивировкой. В надзорном ведомстве отмечают, что такое положение дела может идти на пользу только международной преступности.
Всего ГП имеет более 140 межведомственных договоренностей с компетентными органами иностранных государств и территорий, однако после начала специальной военной операции правоохранительные органы западных стран, прежде всего государств Европейского союза, отмечают в Генпрокуратуре, отказались от сотрудничества с Россией.
За 2023 год иностранными государствами было отказано в исполнении 66 запросов о правовой помощи, в 34 случаях это было сделано с политической мотивировкой. Больше всего отказов — 26 — поступило от Швейцарии, 4 — от Латвии и 2 — от США. А Федеральное ведомство юстиции Швейцарии проинформировало посольство РФ в этой стране о приостановлении оказания России правовой помощи.
«Российская сторона уведомлена о наивысших сомнениях относительно того, что Россия будет придерживаться гарантий или других международно-правовых обязательств в связи с оказываемой правовой помощью»,— сообщили в Генпрокуратуре.
В октябре 2023 года из Министерства юстиции Болгарии поступило сообщение об отказе в правовой помощи по российскому запросу по уголовному делу о подрыве грузового автомобиля на Крымском мосту в связи с тем, что исполнение запроса «может нанести ущерб суверенитету Болгарии». При этом во внимание принято общее мнение, выраженное в марте 2022 года на заседании Совета по юстиции и внутренним делам Болгарии, согласно которому «действия России представляют собой настолько серьезное нарушение международного права и международных соглашений, что оправдывают выбор многих государств не рассматривать запросы России и Белоруссии о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам, оставляя за собой право решать их в каждом конкретном случае».
По данным Генпрокуратуры, за 2023 год иностранными государствами отказано в удовлетворении 114 российских запросов о выдаче лиц для уголовного преследования и исполнения приговора, из них 38 — по политическим мотивам. Шесть таких случаев касаются Австрии, по пять — Германии и Чехии, четыре — Польши, по три — Болгарии, Италии, Кипра и Словакии.
«В числе лиц, в выдаче которых отказано по политическим мотивам, обвиняемые в убийстве, причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни потерпевшего, участии в деятельности террористической организации, незаконном сбыте наркотических средств и других преступлениях»,— отмечают в ГП.
При этом, по данным надзорного ведомств, отказы в выдаче компетентных органов Албании, Болгарии, Германии, Италии, Румынии и Словении обоснованы «возможностью подвергнуть выданное лицо бесчеловечному и унижающему достоинство обращению на территории Российской Федерации»; Чехии — «несовместимостью с обязательствами, возникающими из других международных договоров»; Швеции — «имеющейся угрозой жизни и свободе обвиняемого, а также риском незаконного уголовного преследования». Региональный суд Братиславы отказал в выдаче, поскольку «экстрадиция фигуранта являлась бы непропорциональным радикальным и серьезным вмешательством в его личную, семейную жизнь и его права, защищаемые конституционным порядком Словацкой Республики».
В Генпрокуратуре отметили, что такие решения противоречат обязательствам сторон по Европейской конвенции о выдаче 1957 года и фактически позволяют преступникам избежать уголовной ответственности за совершенные преступления.
Впрочем, имеются и прямо противоположные примеры. Всего за 2023 год компетентными органами иностранных государств были приняты решения о выдаче в Россию 151 лица, исполнены 376 российских запросов о правовой помощи по уголовным делам.
В надзорном ведомстве также сообщили, что в связи с отсутствием в настоящее время прямого авиасообщения со многими иностранными государствами доставка в Россию выданных граждан осуществляется транзитом через третьи страны. Например, Турцией удовлетворено 12 запросов Генпрокуратуры РФ о разрешении транзитной перевозки выдаваемых лиц, Бразилией — 4.