Обновлено 17:37 , 19.03

Дыма нет, разница — есть

Почему электронные системы доставки никотина могут привести к отказу от курения

Одним из концептуальных векторов научной дискуссии международного экспертного научного сообщества сегодня является оценка влияния модификации факторов риска на зависимых от курения людей. Имеющийся массив научных данных отечественных и зарубежных исследований свидетельствует о высоком потенциале исследований бездымной табачной продукции для снижения вреда для людей с серьезной табачной зависимостью, которые не хотят или не могут отказаться от сигарет. Кроме того, во многих странах уже имеется успешный опыт, который подтверждает эффективность гибкого, риск-ориентированного и таргетного подхода к регулированию альтернативных никотинсодержащих изделий.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Разные продукты — разный риск

Бездымные никотинсодержащие продукты можно разделить на две основные категории. Системы нагревания табака (ЭСНТ) и устройства, основанные на испарении никотинсодержащих жидкостей,— электронные сигареты (ЭС). Иногда все устройства, использующие никотинсодержащие жидкости, называют вейпами (от английского vaping — парение), однако в реальности вейпы являются разновидностью электронных сигарет.

«Сегодня многие врачи и даже сами пользователи плохо понимают разницу между электронными системами нагревания табака и электронными сигаретами,— объясняет врач-аллерголог Марина Передельская, кандидат медицинских наук, доцент кафедры аллергологии и иммунологии ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России.— Если в электронных сигаретах используется жидкость, состоящая из смеси растительного глицерина, пропиленгликоля, никотина и ароматизаторов, то в системах нагревания табака используется натуральный табачный лист. Система нагревания табака похожа на традиционную сигарету, за тем большим исключением, что в обычной сигарете происходит процесс горения табака, тогда как в системе нагревания табака происходит его нагревание, но не до температуры горения. Поэтому в процессе работы ЭСНТ значительно снижено содержание угарного газа и других токсических соединений, присущих сигаретному дыму. Таким образом, ЭСНТ и электронные сигареты — это две принципиально разные технологии, откуда мы можем прогнозировать разное влияние на респираторную систему и весь организм в целом».

Кроме того, все ЭСНТ — устройства закрытого типа, а электронные сигареты бывают как закрытого, так и открытого типа, что предполагает использование курильщиками различных ароматизированных жидкостей, которых существует колоссальный ассортимент.

Разный возраст — разный подход

Табачное регулирование в нашей стране — одно из самых жестких в мире, и оно строго запрещает реализацию любой табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним.

В России существуют строгие правила, направленные на предотвращение распространения вейпинга и табакокурения (установление минимальной розничной цены с запретом на применение скидок, маркировка табачной продукции, запрет на продажу на ярмарках, выставках, через интернет, запрет на розничную продажу с выкладкой и демонстрацией). Кроме того, активно ведется разъяснительная работа по важности отказа от табакокурения и пропаганда здорового образа жизни среди населения, в том числе и молодежи.

При этом совершеннолетние курильщики, не мотивированные на отказ от табакокурения, должны иметь право на получение достоверной информации о возможности перехода на бездымные табачные изделия, которые позволяют снизить риск для здоровья по сравнению с традиционными сигаретами. Кроме того, государственные органы, которые занимаются регулированием табачного рынка, должны предоставить доступ заядлым курильщикам к такой продукции, чтобы помочь им снизить вред здоровью от табакокурения при невозможности полного отказа, в ином случае они просто продолжат курить наиболее вредный продукт — традиционные сигареты.

По словам Клайва Бейтса, советника бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра по вопросам здравоохранения, правительства некоторых стран вводят законы, которые затрудняют доступ совершеннолетних курильщиков к бездымной табачной продукции, делая их менее конкурентоспособными по сравнению с сигаретами, менее привлекательными, выставляя их фармакологически менее эффективными. «Существует перекрестная эластичность спроса. Если повысить цену на альтернативную никотинсодержащую продукцию, то можно ожидать, что ее продажи пойдут вниз, а курить сигареты, наоборот, начнут больше»,— отмечает он.

Основными приоритетами табачного регулирования, которыми руководствуется Управление по вопросам здравоохранения и просвещения центра табачных изделий FDA, является сокращение числа людей, начинающих употреблять табачные изделия, а также нулевая толерантность к доступу несовершеннолетних к любой никотинсодержащей продукции. По мнению директора управления Кейтлин Кросби, необходимо также побуждать как можно большее число людей к отказу от табакокурения, а также стремиться к уменьшению вредного воздействия табачного дыма на здоровье тех, кто продолжает курить.

«Достижение всех четырех указанных целей предполагает применение более гибкого, научно обоснованного, риск-ориентированного подхода к регулированию табачной индустрии,— сообщила Кейтлин Кросби.— Мы считаем, что бездымная никотинсодержащая продукция может оказать существенное влияние на уровень заболеваемости и смертности в мире. Однако важным условием является отсутствие в ней вкусовых добавок и ароматизаторов, которые могли бы стимулировать дополнительный интерес подростков к этой продукции».

Таким образом, принимаемые государством меры должны быть более таргетные. С одной стороны, они должны быть направлены на профилактику подросткового курения и ограничение доступа несовершеннолетних к любой никотинсодержащей продукции. С другой стороны, не мотивированные на отказ от курения взрослые курильщики должны иметь возможность снизить риски для здоровья, наносимые курением, за счет перехода на научно обоснованную менее вредную продукцию.

Бездымная продукция против сигарет

Существует мнение, что переход курильщиков на электронные системы доставки никотина априори не может привести к последующему отказу от сигарет. Однако в реальности такая возможность есть, что подтверждают ряд научных исследований и успешный опыт других стран.

Игнатиос Икономидис, профессор-кардиолог Афинского университета, руководитель клиники кардиометаболических заболеваний и отказа от курения, говорит: «В Великобритании активно потребляют вейпы 4,3 млн человек. 2,4 млн британских вейперов — бывшие курильщики. Каждому пятому британцу вейп помог бросить курить сигареты — и это только один из многих удачных примеров применения бездымной никотинсодержащей продукции не только для снижения вреда здоровью курильщика, но и для отказа от табакокурения».

Марина Передельская сообщает: «Хон Линг, изобретатель электронных сигарет и "отец вейпинга", задумывал свое изделие не как новую болезнь, а как способ избавиться от болезни. В Кокрейновской библиотеке есть доказательства, свидетельствующие, что электронные никотинсодержащие изделия увеличивают частоту отказов от курения в течение шести месяцев или дольше по сравнению с классической никотинзаместительной терапией (НЗТ). Другое рандомизированное исследование показало, что процент воздержания от табакокурения в группе пользователей электронных сигарет был выше, чем в группе НЗТ».

Систематический обзор и метаанализ 363 исследований, проведенные специалистами Национального института здравоохранения и медицинской помощи Великобритании, показали, что вейпинг является наиболее эффективным способом отказа от курения.

Можно назвать четыре основных эффекта, за счет которых ЭСДН (электронные системы доставки никотина) играют важную роль в рамках сокращения табакокурения среди взрослых:

— ряд научных исследований доказывает, что люди, которые перешли на электронную табачную продукцию, с большей вероятностью бросят курить, при этом процент успеха увеличивается по мере того, как курильщики знакомятся с ЭСДН в качестве альтернативы традиционному табакокурению;

— все больше людей с табачной зависимостью готовы попробовать ЭСДН с целью отказа от табакокурения, поскольку это не требует от них немедленного отказа от потребления никотина, для улучшения состояния здоровья, повышения качества жизни и извлечения экономической выгоды. Более того, перейти на ЭСДН легче, чем вообще отказаться от никотина;

— люди, которые в противном случае не пытались бы бросить курить, в итоге это делают, переходя на ЭСДН и в дальнейшем постепенно отказываясь от курения за счет снижения потребления никотина. Таких людей называют «непреднамеренно бросившие курить»;

— взрослые, в том числе недавно бросившие курить, которые, возможно, иначе вернулись бы к традиционному курению, вместо этого переходят на бездымную никотинсодержащую продукцию.

Альтернатива для людей с сильной табачной зависимостью

К сожалению, некоторые страны придерживаются жесткого запретительного подхода в отношении электронных систем доставки никотина, приравнивая их к наиболее опасным табачным продуктам — традиционным сигаретам.

Большую часть вреда от табакокурения можно предотвратить, если найти способ удовлетворить тягу курильщика к никотину без вредных компонентов табачного дыма. «Каждый врач знает, насколько сложно пациента убедить отказаться от курения,— говорит Марина Передельская.— Возможным выходом для людей с серьезной табачной зависимостью может стать концепция снижения вреда, которая предлагает человеку возможность выбрать менее вредную альтернативу и осознанно сделать шаг в направлении более здорового образа жизни для дальнейшего отказа от табакокурения».

На сегодняшний день существует значительное количество исследований, подтверждающих, что бездымная табачная продукция является менее вредной альтернативой, и этим данным склонны доверять некоторые развитые страны. Так, в 2018 году Министерство здравоохранения Англии, основываясь на анализе научных данных, заявило, что электронные системы доставки никотина «как минимум на 95% менее вредны, чем традиционное курение», что является хорошим способом донести информацию о наличии существенной разницы в относительном риске, чтобы побудить большее количество курильщиков перейти от курения обычных сигарет на бездымные никотинсодержащие продукты. Похожее заявление о том, что электронные табачные изделия, вероятно, гораздо менее вредны, чем традиционные сигареты, делали также Национальные академии наук, инженерии и медицины США. О том, что вейпинг не абсолютно безвреден, но при этом менее вреден, чем табакокурение, заявляет Министерство здравоохранения Новой Зеландии.

Успех в борьбе с табакокурением напрямую зависит от государственного регулирования рынка табачных и никотинсодержащих изделий. Жесткий, запретительный, недифференцированный подход может приводить к тому, что потребители будут делать выбор в пользу наиболее опасной продукции — сигарет — или в пользу несертифицированной, зачастую контрафактной продукции, доступной на сером рынке.

Профессор Евгений Имянитов, член-корреспондент РАН, заявляет: «Когда мы говорим про регулирование никотинсодержащей продукции, самое главное, что мы должны понимать,— никотин как таковой не является главной причиной заболеваний, связанных с табакокурением. Риск от употребления никотина научно не доказан, однако доказан колоссальный вред от табачного дыма. Если мы говорим про альтернативные способы доставки никотина, без дыма и продуктов горения, такие меры являются очень важной и прагматичной альтернативой».

Какие можно сделать выводы из вышесказанного? Взрослые курильщики имеют право на детальную и правдивую информацию о рисках, связанных с табакокурением и разными никотинсодержащими изделиями. Государственным органам следует проводить эффективную, гибкую, основанную на научных данных политику регулирования, которая должна приводить к снижению потребления традиционных сигарет и ограждать несовершеннолетних от потребления никотина в любой форме. Меры по борьбе с распространением вейпинга среди молодежи должны быть сбалансированы с медицинскими потребностями совершеннолетних курильщиков, которые не мотивированы на отказ от курения, но ищут возможность снизить риски для здоровья, наносимые табакокурением. Эти люди имеют право на осознанный выбор и возможность перейти на менее вредную альтернативу — сертифицированную электронную табачную продукцию.

Опровержение

В связи с публикацией материала «Дыма нет, разница есть» сообщаем, что размещенные в материале слова доцента кафедры аллергологии и иммунологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, к.м.н. Передельской М.Ю. не должны рассматриваться как интервью автору публикации.

Позиция г-жи Передельской М.Ю. относительно всех средств употребления табака является однозначной и негативной. Как врач к.м.н. Передельская М.Ю. призывает всех к отказу от табакокурения и защите граждан от негативного воздействия окружающего табачного дыма.

Алексей Алексеев

Вся лента