Инфраструктура решает все
Открываются блестящие перспективы для развития Африки
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) выпустила доклад об экономическом развитии Африки за 2023 год, посвятив его роли континента в глобальных цепочках поставок.
Потенциал региона с точки зрения интеграции в глобальные цепочки поставок невероятно велик, считают аналитики ЮНКТАД, что связано со стремлением транснациональных корпораций диверсифицировать свои цепочки поставок, продвигаясь в новые регионы. В случае такой интеграции африканские страны смогут со временем занять место Китая, уверены эксперты. Через 50 лет африканская продукция заменит многое из того, что сегодня производят китайские компании, пишет египетский топ-менеджер Бейзил Эль-Баз в Financial Times. Для этого существует множество предпосылок — в частности, природные богатства. Достаточно сказать, что в Африке сосредоточено 20% всех мировых запасов редкоземельных металлов. Кроме того, по прогнозам, к 2050 году население континента, около 60% которого сейчас составляет молодежь до 25 лет, достигнет 2,5 млрд человек, а это значит, что здесь будет больше рабочей силы, чем в Китае, причем более молодой, более дешевой и квалифицированной, поскольку в африканских странах уровень образования постоянно растет.
Еще одно преимущество региона — Африканская континентальная зона свободной торговли (AfCFTA). Она облегчает доступ к региональным рынкам и способствует привлечению инвестиций, которые, как считают эксперты ЮНКТАД, жизненно необходимы для ускорения социально-экономического развития континента. AfCFTA была создана в 2018 году 44 африканскими государствами—членами Африканского союза. Впоследствии к ним присоединились еще десять стран континента. По числу участников это вторая в мире зона свободной торговли после Всемирной торговой организации. Страны-участницы занимаются устранением технических барьеров для торговли и унифицируют регулирование в экономической сфере. Эта деятельность плюс гигантский неосвоенный рынок, собственно, и повышают привлекательность инвестиций, которые и так уже поступают в Африку в огромных масштабах. В 2021 году объем прямых иностранных инвестиций в африканские страны составил $83 млрд, увеличившись на 1,1% по сравнению с 2020 годом. По оценкам Всемирного банка, к 2035 году в рамках AfCFTA объем прямых иностранных инвестиций, главным образом частных, вырастет на 111–159%. Лидерами среди инвесторов будут Европа, Азия, США и Латинская Америка.
Крайне важно, пишут эксперты ЮНКТАД, чтобы африканские страны продолжали инвестировать в физическую инфраструктуру, которая в Африке, как правило, отстает, в частности в морские порты, автомобильные и железные дороги. Улучшение транспортной инфраструктуры снижает стоимость логистики в цепочках поставок, повышая доходы Африки от участия в них, подчеркивают специалисты. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), улучшение транспортной инфраструктуры будет способствовать росту ВВП в африканских странах дополнительно на 2,2% в год, отмечают аналитики Brickstone Africa, бизнес-акселератора для инфраструктурных проектов на континенте.
Дороги — ключ к развитию
Важность создания разветвленной дорожно-транспортной инфраструктуры в Африке понимали уже в 1960-х годах. Считалось, что только так можно развивать внутриафриканскую торговлю, которая будет способствовать экономическому росту и снижению бедности. Однако Африка по-прежнему обладает самой слабой транспортной инфраструктурой в мире, считают специалисты платформы бизнес-аналитики ABiQ, отслеживающей экономические проекты в Африке и на Ближнем Востоке. На континенте примерно 31 км дорог с твердым покрытием на 100 кв. км по сравнению со 134 км в других странах с низким уровнем дохода, пишут исследователи Brickstone Africa. В Африке нет единой железнодорожной или автомобильной сети, поэтому перевозка грузов из глубинных районов к побережью превращается в логистический кошмар. Из-за низкого качества дорог транспортные расходы, по оценкам ОЭСР, составляют от 30% до 40% конечной цены товаров, продаваемых внутри Африки; а для стран, не имеющих выхода к морю, затраты на логистику могут достигать 60%, сообщают в Brickstone Africa. Сегодня проблема стоит как нельзя более остро еще и потому, что происходит все более глубокая интеграция африканских стран в мировую экономику, растет спрос на импорт и экспорт.
Развитие железных дорог и портов будет основным направлением инвестиций в ближайшее десятилетие на Африканском континенте, уверены в рейтинговом агентстве Fitch. По данным Fitch, сейчас в Тропической Африке существуют 1292 транспортных инфраструктурных проекта, находящихся на разных стадиях — от тендера на строительство до реализации, при этом общий объем инвестиций в эти проекты составляет $333,9 млрд.
Железные дороги и экспорт
Подавляющее большинство железнодорожных проектов в странах Африки южнее Сахары призваны соединить внутренние регионы, где находятся горнодобывающие и другие промышленные предприятия, с морскими портами. Их общая стоимость оценивается в $157,9 млрд. Многие страны нацелены на строительство новых железных дорог стандартной колеи, но из-за ограничения госрасходов, связанных с финансовыми последствиями ковида, им придется восстанавливать уже существующие, построенные еще в колониальные времена. В Гане, например, консорциум Thelo DB, в который входят южноафриканская Thelo Ventures, немецкая Deutsche Bahn Engineering & Consulting (DB) и ганская консалтинговая компания Transtech Consult, вложит $3,2 млрд в восстановление Западной железной дороги от порта Такоради до города Кумаси протяженностью 339 км, из которых всего 66 км находятся в эксплуатации. Дорога проходит через марганцевый и бокситовый рудники и районы выращивания какао. В Намибии восстанавливают железную дорогу от порта Уолфиш-Бей до Арандиса, чтобы вывозить продукцию с китайского уранового рудника.
Более 20% из 191 проекта приходится на грузовые железные дороги, что свидетельствует о важности для многих стран Африки импорта товаров и экспорта природных ресурсов. Один из таких проектов — железная дорога в Гвинее длиной 670 км от месторождения железной руды Симанду до нового порта в районе Конакри, столицы страны; строительство дороги и порта предполагает инвестиции в размере $15 млрд.
Масштабный проект по строительству железной дороги стандартной колеи протяженностью 282 км и стоимостью $900 млрд осуществляют Танзания и Бурунди, которые сейчас ищут инвестора. Линия свяжет город Увинза на западе Танзании с Гитегой — столицей Бурунди. По ней будут ежегодно перевозить более трех миллионов тонн полезных ископаемых из Бурунди в Танзанию, где расположен один из крупнейших портов Африки и главный африканский порт Индийского океана — Дар-эс-Салам. Дорога от Дар-эс-Салама до города Мванза на северо-западе Танзании протяженностью 1219 км уже строится. В перспективе железнодорожные пути продлят до Демократической Республики Конго, Замбии, Руанды и Уганды, общая протяженность дороги составит 2561 км. Проект сократит транспортные расходы, будет способствовать индустриализации и развитию региональной экономики.
20% в портфеле железнодорожных проектов Тропической Африки занимает проект строительства в Гане высокоскоростной железной дороги Аккра—Кумаси стоимостью $30 млрд, самый дорогой среди всех транспортных проектов в регионе; на втором месте — железная дорога Север—Юг в Мозамбике ($20 млрд).
Порты и аэропорты
Инвестиции в африканские морские порты часто осуществляются по необходимости, что приводит к их операционной неэффективности, говорится в докладе ЮНКТАД. В стране действует менее 70 портов, многие из которых плохо оснащены и неэкономичны, а простои в два-три раза превышают средний мировой уровень. «Желательно, чтобы африканские страны поощряли инвестиции в инфраструктуру, в том числе со стороны частного сектора, для повышения эффективности и производительности»,— пишут специалисты ЮНКТАД.
Наиболее важные африканские порты расположены вдоль западного побережья — от Кот-д'Ивуара до Нигерии, включая Абиджан в Кот-д'Ивуаре, Тему в Гане, Ломе в Того, Котону в Бенине и Лагос в Нигерии. Сейчас проекты по строительству и модернизации портов в Западной Африке набрали $38 млрд инвестиций. Регион занимает третье место в мире после Азии и Америки как по числу, так и по общей стоимости портовых проектов.
Проекты расширения портов составляют 52%, новые порты — 44% инвестиционного портфеля. Лидирует Нигерия с трубопроводом стоимостью $26 млрд, для которого потребуется 16 портов. В Северо-Восточной Африке транснациональная компания по торговле сырьевыми товарами Trafigura объявила о планах инвестировать в модернизацию нефтяных терминалов в порту Бербера в самопровозглашенном Сомалиленде, включая расширение складских мощностей и увеличение глубины, что позволит принимать более крупные суда. Trafigura планирует превратить порт Бербера в стратегический региональный узел снабжения для региона, повышенная потребность которого в углеводородах обусловлена значительным экономическим ростом соседней Эфиопии, не имеющей выхода к морю. Компания DP World уже осуществляет расширение порта на сумму $442 млн.
Самое незначительное место в портфеле проектов транспортной инфраструктуры Тропической Африки занимают аэропорты: они оцениваются всего в $23 млрд. Пандемия ковида, усилившая неопределенность в секторе транспортной инфраструктуры, хуже всего сказалась именно на них, что связано с сокращением авиаперевозок и неясностью с восстановлением спроса. Тем не менее есть впечатляющие планы. Строительство нового аэропорта Аддис-Абебы в Эфиопии, например, потребует $5–6 млрд инвестиций и по этому показателю станет крупнейшим проектом авиационной инфраструктуры в Африке. Предполагается, что в новом аэропорту будет четыре взлетно-посадочные полосы, а пропускная способность составит 100 млн пассажиров в год — столько же, сколько в пекинском аэропорту Дасин. Строительство, как ожидается, займет четыре года. «Несколько строительных компаний проявили интерес»,— заявил генеральный директор Ethiopian Airlines Месфин Тасеу.
В ноябре прошлого года был введен в строй аэропорт в Луанде — столице Анголы, который должен был открыться еще в 2017-м. Первоначальные инвестиции планировались в размере $5 млрд, но были сокращены до $3,85 млрд, сообщает Bloomberg. Сейчас аэропорт осуществляет только грузовые перевозки. Внутренние пассажирские рейсы стартуют в феврале 2024 года, международные — в июне. Аэропорт сможет обслуживать 15 млн пассажиров в год.