Философия университета: мышление, знания, навыки
Что может угрожать современному высшему образованию
Уже более ста лет пишется и говорится об экономике знания. Эта традиция идет от Карла Маркса, а в конце XX века концепцию знания как ключевой составляющей социально-экономического развития человеческой цивилизации представляют такие мыслители, как Юрген Хабермас, Пьер Бурдьё, Мануэль Кастельс, Поль Ромер и другие.
На фоне этой общепризнанной очевидности, как ни странно, требуется защищать университет как идею, как концепцию. Университеты, что кажется само собой разумеющимся, это то место, где делают науку. Университетские аудитории и лаборатории представляются одним из ключевых элементов технологического развития. Однако с 90-х годов прошлого века появляются исследования о кризисе университетского образования. Например, показательно название одной из книг «Университет в руинах» Билла Ридингса, вышедшей еще в 1996 году.
Основной тезис книги заключается в том, что традиционная концепция университета как места академической свободы, исследований и образования подвергается значительным изменениям в результате процессов глобализации, коммерциализации и технологического развития. Ридингс анализирует, какие вызовы стоят перед современным университетом, включая тенденцию к утилитаризму, потерю автономии и исследовательской свободы, а также роль технологий в образовании.
Книга российского автора Сергея Зуева «Университет. Хранитель идеального», с одной стороны, посвящена пониманию места университета в современном мире, с другой — это попытка автора защитить университет. Фактически это изложение философии университета, хотя в книге много внимания уделено и актуальной управленческой практике, и истории университетского образования.
Модели университета
Классическая модель характеризуется универсальностью, единством и автономией университета, который стремится к постижению истины и культивированию человеческого духа.
Модернистская модель характеризуется специализацией и интеграцией университета, который служит потребностям общества и государства, а также развитию науки, технологии и инноваций.
Постмодернистская модель характеризуется гибкостью и сетевыми формами существования университета, который адаптируется, с одной стороны, к требованиям рынка, но стремится сохранять разнообразие культур и ценностей.
Если говорить про вызовы и угрозы, то они достаточно понятны и мало кто из академического сообщества с ними не согласится.
Что угрожает университету?
Университеты сталкиваются, с одной стороны, с вызовами, связанными с внедрением стандартизации в науке и обучении — это ограничивает исследовательское творчество и снижает уровень возможного индивидуального выбора студентов. С другой стороны, расширение доступа к информации и быстрое развитие технологий изменяют способы обучения — достаточно вспомнить взрывное внедрение онлайн-образования, происшедшее в годы всемирной пандемии. Очевидно, не все традиционные университеты сумели поменять форматы и методики преподавания. А многие университетские менеджеры и администраторы не особо задумывались, что они меняют, когда скоропостижно внедряли онлайн в высшем образовании.
Кроме этих, по сути, технических изменений, университет теряет свою функцию воспроизводства культуры. Это происходит во многом из-за включения образования в рыночную экономику. Университет становится коммерческим предприятием, а не корпорацией знающих и учащихся. Университеты все больше ориентируются на потребности рынка труда и экономическую выгоду. От университетских администраторов требуют повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда, а образовательные программы должны сами себя окупать. Такой подход может и часто уже приводит к утрате университетами привычной ключевой роли в воспроизводстве и сохранении культурных ценностей и традиций. При этом альтернатив университету в передаче культурных норм и приращении знаний особо и нет.
Хранитель ценностей
Одна из острых проблем — это уменьшение доли гуманитарных дисциплин в университетском образовании. Во множестве университетов, как в России, так и за рубежом, происходит сокращение финансирования и поддержки гуманитарных наук в пользу технических дисциплин. Таким образом, образование все больше ориентировано на приобретение конкретных навыков и профессиональных компетенций, чем на формирование критического мышления и способностей интерпретировать события и тексты. Гуманитарные компетенции, если только студент не собирается посвятить себя исключительно научным исследованиям, нужны не столько для карьеры, сколько для самого человека как сознательного участника социально-экономических процессов.
Очень важным — можно сказать ключевым — является утверждение автора книги «Университет. Хранитель идеального», что университет — это не просто учреждение, где проходит образовательный процесс, а уникальное место, которое хранит идеалы, ценности и традиции человечества. Поэтому университет может рассматриваться как утопия, как утопический проект, который стремится к совершенству, истине и свободе. Три основных утопических образа университета: университет как республика ученых, университет как академическое сообщество и университет как «город на горе».
Университет как республика ученых представляет собой идеал самоуправления, равенства и солидарности ученых, которые занимаются поиском истины и обменом знаниями. Университет как академическое сообщество представляет собой идеал общения, диалога и дискуссии между преподавателями и студентами, которые стремятся к образованию и развитию личности. Университет как «город на горе» представляет собой идеал служения, ответственности и примера для общества, которому университет демонстрирует высокие стандарты, ценности и идеалы.
Основное философское утверждение состоит в том, что университет надо рассматривать исторически, как идея университет меняет свою форму в соответствии с вызовами каждой эпохи. Об «идее университета» высказывались на протяжении последних 200 лет такие мыслители, как Джон Ньюмен, Хосе Ортега-и-Гассет, Карл Ясперс, Юрген Хабермас. То, как она сохраняется и передается уже на протяжении тысячи лет, важно в понимании того, как реформировать университет. То есть каждый кризис приводит к необходимости реформы, к изменению формы. Не текущего реформирования, которое могут осуществить администраторы, учредители или государственные чиновники, а реформы как изменения модели университета.
Умы, а не финансы
Интересно, что и сейчас эталонным сочетанием идеи и формы остается Берлинский университет им. Гумбольдта. Университет был основан в 1810 году в Берлине по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта и его брата Александра фон Гумбольдта. Он стал известен своим качественным образованием и исследовательскими достижениями. Собственно говоря, именно исследовательская работа, сочетавшаяся с образовательными программами, сделала Берлинский университет инновационным для своего времени и образцом на 200 лет вперед для многих университетов мира.
Прототип Берлинского университета остается актуальным и в XXI веке, прежде всего как хороший способ переупаковки интеллектуального и культурного содержания в удачную организационную оболочку и включения университета в исторический процесс в качестве общественного блага. Важным в этом опыте является, что в разработке идеи университета участвовали такие умы, как Фридрих Шлейермахер и Иоганн Готлиб Фихте. То есть применительно к сегодняшней ситуации для реформирования университета в современном мире пока не хватает интеллектуальных ресурсов в большей степени, чем финансовых или административных.