От автокластера до музея: ВЭБ поддержит приоритетные проекты Хабаровска

Строительство Дальневосточного автокластера, нового здания художественного музея, реконструкция санатория «Уссури» и развитие всесезонного спортивно-туристического комплекса «Хехцир» — эти и ряд других проектов представили госкорпорации ВЭБ.РФ и Агентству стратегических инициатив в ходе бизнес-миссии в Хабаровский край. Большинство проектов ВЭБ взял в проработку — как с использованием льготных инструментов поддержки, так и с привлечением софинансирования коммерческих банков.

Бизнес-миссия ВЭБ.РФ и АСИ в Хабаровске

Фото: Пресс-служба ВЭБ.РФ

Госкорпорация ВЭБ.РФ во главе с Игорем Шуваловым и Агентство стратегических инициатив (АСИ) вместе с директором Светланой Чупшевой посетили с бизнес-миссиями регионы Дальнего Востока. Ранее в ходе поездки на Дальний Восток председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов осмотрел предприятия и города Приморского края, теперь оценил развитие Хабаровска. Подобные визиты, в рамках которых эксперты ищут новые точки роста экономик регионов, уже прошли в Татарстане, Калининградской, Иркутской, Липецкой, Новгородской и Тульской областях.

Бизнес-миссия в Хабаровский край началась с посещения Дальневосточного автокластера на площадке «Ракитное» на территории опережающего развития «Хабаровск». Губернатор Михаил Дегтярев пояснил, что работы по проекту уже в активной стадии: выделен участок под сборочные и производственные цеха. По его словам, первые газобусы уже поступили в край и будут обслуживать Хабаровскую агломерацию. «Их цвет — оранжевый — выбрали горожане. Автобусы вышли солнечными и яркими. В этих моделях 26 посадочных мест, в том числе и для маломобильных граждан»,— рассказал он.

В рамках проекта будет создана платформа для развития инновационного машиностроения в России с производством автобусной техники широкого модельного ряда и уровнем локализации комплектующих до 75%. Проект реализуется в два этапа. В 2024–2025 годах появится сборочное производство городских автобусов (в том числе туристическая модель) под брендом Amurbus для дальневосточного рынка. А в 2025–2026 годах будет создано производство актуальной компонентной базы, включая ведущие мосты и оси, высокоточные и мехатронные узлы.

Программа развития ГЭТ в настоящее время реализуется в 10 регионах РФ под контролем и администрированием Минтранса России и ВЭБ.РФ.

Председателю ВЭБ.РФ Игорю Шувалову и Михаилу Дегтяреву представили будущую продукцию — автобусы на газомоторном топливе и электробус. Ранее этот проект был презентован президенту России Владимиру Путину в ходе его поездки в край в январе 2024 года.

На заводе планируется полный цикл производства 9- и 12-метровых газомоторных городских автобусов, оснащенных всем необходимым для удобства перевозок пассажиров. На последующих этапах будут выпускать электро- и водородный транспорт, ведущие мосты и оси, высокоточные и мехатронные узлы. Предприятие должно выйти на полную мощность в 2037 году, после этого оно будет ежегодно поставлять на дальневосточный рынок до 1,4 тыс. единиц такой техники.

По словам Игоря Шувалова, создание автокластера — это один из ключевых инвестиционных проектов, вошедших в стратегию развития Хабаровска. ВЭБ.РФ, заявил он, рассматривает возможность участия в этом проекте: «Планируем предоставить льготное финансирование первого этапа в размере 2 млрд руб.». «Край получит новый бренд, который, я уверен, будет ассоциироваться с качеством и комфортом городской среды»,— рассказал глава госкорпорации.

Гендиректор компании «Дальневосточный автокластер» Алексей Бакулин поблагодарил госкорпорацию и руководство края за поддержку и сопровождение проекта.

По его словам, тут могут реализовать свои проекты и другие предприятия: «Мы ждем производителей компонентов и готовы стабильно размещать у них крупные заказы». Он добавил, что на Дальнем Востоке можно и нужно развивать машиностроение, а Хабаровский край является местом встречи технологий, идей и новых возможностей.

Согласно индексу ВЭБ.РФ, в Хабаровске хорошо развита транспортная инфраструктура и улично-дорожная сеть. Порядка 98% горожан живут в 10 минутах ходьбы от остановок общественного транспорта.

Сами жители говорят, что по дороге на работу или учебу ждут нужный автобус, троллейбус или трамвай меньше 18 минут (в других городах в среднем это порядка 20 минут).

Затем Игорь Шувалов и Михаил Дегтярев обсудили ключевые проекты мастер-плана развития Хабаровска. Он был разработан при активном участии ВЭБ.РФ. Губернатор поблагодарил за это Игоря Шувалова: «Документ масштабный, новаторский. Он доложен президенту Владимиру Путину в прошлом году».

Мастер-план предусматривает создание комфортных условий для жизни в Хабаровске: предполагается ревитализация исторического центра, создание объединенной набережной реки Амур, строительство межвузовского кампуса, формирование новых городских пространств, модернизация инженерных сетей, обновление общественного транспорта, строительство жилья и социальных объектов.

Ключевыми проектами реализации мастер-плана являются три масштабные стройки.

В новом здании Дальневосточного художественного музея будет представлено более 15 тыс. произведений искусства, которые сейчас находятся в хранилищах и недоступны для посетителей. В нынешних помещениях музей их просто не может выставить.

В новом формате будет работать реабилитационный центр санаторно-курортного лечения «Уссури» — один из значимых социальных объектов Хабаровского края. До 2018 года в cанатории ежегодно отдыхали более 7 тыс. человек. Сейчас формируется концепция обновления, после реализации проекта в «Уссури» будут проходить реабилитацию и участники спецоперации.

«До конца года планируем открыть финансирование по двум новым проектам мастер-плана Хабаровска. Это проект строительства нового здания Дальневосточного художественного музея и реконструкция санаторного комплекса “Уссури”,— сказал заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов, уточнив, что финансирование проектов планируется в том числе с использованием средств, предоставляемых приоритетным проектам Дальнего Востока и Арктики на льготных условиях.

Перепрофилирован будет и горнолыжный комплекс «Хехцир». Он должен стать всесезонным, и при выходе проекта на полную мощность посещаемость составит не менее 200 тыс. человек в год. Бизнес-план уже разрабатывается вместе с группой компаний Б1.

Все три проекта помогут развитию туристической отрасли. Хабаровский край уже демонстрирует бурный рост внутреннего и въездного туризма: по итогам 2023 года въездной турпоток вырос в 2,5 раза к уровню 2021 года.

Вся лента