«Оскар» ждет воскресенья
Завершается длинный наградной сезон
Вечером в воскресенье, 10 марта (в ночь на понедельник по московскому времени), в Лос-Анджелесе состоится вручение премии «Оскар». После пандемии наградные сезоны, которые обычно завершает «Оскар», стали на полтора месяца длиннее, что утомительно для кинематографистов, участвующих в гонке, зато дает зрителям возможность посмотреть все номинированные фильмы и оценить их шансы. Своими прогнозами делится Юлия Шагельман.
Этот год — первый, когда претенденты на «Оскар» в главной номинации «Лучший фильм» должны соответствовать критериям инклюзивности, введенным Киноакадемией в 2020 году. Как и предполагалось, опасения консерваторов, что они задушат креативность и сильно повлияют на разнообразие выдвигаемых картин, не сбылись. Глядя на список номинантов, будет трудно найти десять отличий с аналогичными списками прошлых лет. Тут присутствуют все так любимые академиками жанры и категории: фильмы, посвященные важным историческим событиям (изобретение атомной бомбы, холокост, истребление индейцев осейдж в 1920-х годах), биографические ленты, истории о простых человеческих чувствах, чемпионы кассовых сборов и парочка нестандартных арт-фильмов, снятых режиссерами, которых любят критики, имеющие репутацию «высоколобых».
Сомнений в том, какую картину 10 марта объявят лучшей, на сегодняшний день мало. «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, лидирующий по количеству номинаций (их у него тринадцать), получил все основные премии сезона: «Золотой глобус», «Выбор критиков» (Critics’f Choice Awards), BAFTA и награды профессиональных гильдий — актерской (SAG), режиссерской (DGA) и продюсерской (PGA). В последний раз таким счастливым образом карты сходились в 2013 году у «Операции “Арго”» Бена Аффлека, а до того в 2009 году у «Миллионера из трущоб» Дэнни Бойла и Лавлин Тандан. Оба фильма получили главный «Оскар» и еще несколько в придачу (два для «Арго» и семь для «Миллионера»), так что и в случае «Оппенгеймера» интрига сохраняется разве что в вопросе, сколько всего статуэток он унесет.
Можно утверждать, что одной из них станет приз за лучшую режиссуру для Кристофера Нолана, которого уже отметили коллеги из режиссерской гильдии и соотечественники из британской Киноакадемии. Кроме того, в его активе в этом году «Золотой глобус», «Выбор критиков» и еще множество менее значимых наград. Идиосинкратический стиль одного из самых влиятельных и популярных сейчас режиссеров наконец совпал с актуальной и значимой темой, ведь угроза ядерной войны вновь стала ощущаться как вполне реальная, а также был упакован им в достаточно традиционную форму, чтобы и академики присоединились к числу его почитателей.
Еще два «Оскара» практически гарантированы «Оппенгеймеру» в номинациях «Лучший актер» и «Лучший актер второго плана», где фронтраннерами стали Киллиан Мёрфи и Роберт Дауни-младший, сыгравшие соответственно самого отца атомной бомбы и ставящего ему палки в колеса председателя Комиссии по атомной энергии США Льюиса Штраусса. Для Мёрфи это первая главная роль в картине такого масштаба после множества независимых фильмов и ярких выступлений на втором плане. Ближайший из его конкурентов — Пол Джиаматти («Оставленные»), с которым они благодаря жанровому делению на комедию и драму попилили «Глобус», но премии SAG и BAFTA дают преимущество ирландскому актеру. Дауни же собрал все призы-индикаторы, а также воплощает собой одну из столь любимых Голливудом историй карьерного возрождения из пепла — именно это в прошлом году обеспечило «Оскары» Брендану Фрейзеру и Ке Хюи Куану.
В женских актерских номинациях ситуация немного интереснее. Если Давайн Джой Рэндольф, номинированная за роль второго плана в «Оставленных», уже может готовить место на полке для «Оскара» рядом с «Глобусом», премиями SAG, BAFTA и так далее, то в категории «Лучшая актриса» фавориток две. И у Лили Гладстон, сыгравшей негромкую в смысле внешних эффектов, но исполненную внутренней силы роль в «Убийцах цветочной луны», и у Эммы Стоун, выдавшей более яркий, построенный на физическом преображении перформанс в «Бедных-несчастных», имеется по «Золотому глобусу». У первой в активе также награда SAG, а у второй — BAFTA, и их шансы угодить академикам почти равны. Возможно, решающее значение будет иметь политический фактор — Лили Гладстон в случае победы станет первой американкой коренного происхождения, получившей «Оскар».
Сюрпризы возможны также в сценарных категориях, тем более что в этом году премия соответствующей гильдии из-за забастовки была перенесена и будет вручаться уже после «Оскаров», так что здесь отсутствует самый четкий указатель. Ряд экспертов полагают, что награда «Барби» в номинации «Лучший адаптированный сценарий», куда ее отправили правила Киноакадемии, станет утешительным призом для Греты Гервиг, не выдвинутой за режиссуру. Но главным фаворитом здесь все-таки считается Корд Джефферсон и его «Американское чтиво» на злободневную, но поданную с юмором тему расовых предрассудков. В то же время пока нельзя сбрасывать со счетов ни «Оппенгеймера», ни «Бедных-несчастных».
Что касается оригинального сценария, то тут неожиданный вес после победы на «Глобусе» и BAFTA набрали Жюстин Трие и Артур Харари с их «Анатомией падения». Они могут рассчитывать на симпатии международной части Киноакадемии, к тому же прецедент награждения сценария не на английском языке случился совсем недавно, когда «Оскар» в этой категории получили «Паразиты» Пон Чун Хо. Однако чаша весов может склониться и в сторону «Оставленных» Александра Пейна, ведь академики тоже люди, способные полюбить утешительное рождественское кино. Какую историю они предпочтут в итоге, мы узнаем уже через три дня.