В погоне за автомобилем
Город потратит в 2024 году на дороги и развязки 74 млрд рублей, но этого все равно не хватает для решения транспортных проблем
В этом году администрация Петербурга планирует завершить строительство или запустить рабочее движение автотранспорта на 13 объектах дорожно-транспортной инфраструктуры города, их общая протяженность составит более 22 км. На эти цели в этом году из федерального и городского бюджетов будет направлено 74 млрд рублей. При этом эксперты говорят, что транспортная инфраструктура не успевает за автомобилизацией города: ежегодно число автомашин увеличивается на 100 тыс. единиц. Кроме того, серьезно опережает дорожное строительство прирост новых кварталов города, значительная часть которых имеет мало точек соединения с улично-дорожной сетью города.
Как сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), в 2024 году в Петербурге в транспортную инфраструктуру будет направлено 74 млрд рублей, из них на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры, в том числе новые дороги и развязки,— почти 42 млрд рублей, на ремонт дорог регионального значения — более 12 млрд, из них 1,2 млрд — федерального софинансирования по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», реализуемого по поручению президента России.
Как говорят в КРТИ, в Кронштадте завершатся основные строительно-монтажные работы на четырех объектах улично-дорожной сети. Будет закончена реконструкция 850-метрового участка Цитадельского шоссе от улицы Гидростроителей до улицы Литке с подключением к Комплексу защитных сооружений от наводнений. Также будет достроено Цитадельское шоссе от Цитадельской дороги до улицы Адмирала Грейга. Откроется рабочее движение по реконструированным участкам Цитадельской дороги и Кронштадтского шоссе.
На юге города завершится реконструкция Петрозаводского шоссе со строительством двухуровневой развязки. В октябре прошлого года было открыто рабочее движение по первому путепроводу.
Планируется закончить строительство Московско-Дунайской развязки. «В декабре открыли рабочее движение по левому путепроводу и сразу же приступили к строительству второго путепровода»,— говорят в КРТИ.
Будет закончена реконструкция двух участков Колпинского шоссе: от кольцевого движения Софийской улицы до перекрестка улиц Фидерной и Танкистов и от автодороги М10 «Россия» до Софийской улицы. Их расширят до четырех полос. В Невском районе запустят движение по Русановской улице. В Приморском районе в створе Сердобольской улицы появится новый мост через Черную речку и подземный пешеходный переход у «Лахта-центра». Еще один подземный переход построят под площадью Академика Лихачева у Биржевого моста, что позволит создать безопасный пешеходный маршрут от Тучкова моста до Кронверкской набережной.
«До конца года также планируется открыть рабочее движение по пяти новым магистралям общей протяженностью семь километров на намывных территориях Васильевского острова»,— рассказывают в КРТИ.
Тем не менее эксперты указывают на серьезное отставание строительства объектов транспортной инфраструктуры от застройки новых территорий и автомобилизации города. Юрий Агафонов, гендиректор Ассоциации предприятий дорожного комплекса, говорит: «Ежегодная цифра прироста новых автомобилей в Петербурге — около 100 тыс. При этом строительство развязок и дорог отстает от уровня автомобилизации колоссальными темпами. В первую очередь, конечно, из-за нехватки бюджетных средств».
Одной из болевых точек он называет Парнас. «Там колоссальная проблема с внутренними проездами и развязками»,— подчеркивает эксперт. Господин Агафонов считает, что дороги должен построить девелопер. «Довольно проблемный район с точки зрения дорожной инфраструктуры — Шушары. Да, там сделали развязку, но этого недостаточно. В Приморском районе строят развязки, но с учетом того, что идет массовое жилищное строительство, этого тоже недостаточно. Жилой квартал на Октябрьской набережной — проблемное место, там одна дорожка двухполосная, а массив огромный,— перечисляет господин Агафонов.— За Вантовым мостом, там, где коттеджный поселок справа, а слева начинается массовая застройка, как дорога была в две полосы, так и осталась. Очередная колоссальная проблема будет на Ушаковской набережной, где идет массовая застройка, потому что дополнительных развязок там нет».
«К сожалению, проблемными с этой точки зрения могут считаться практически все новые районы жилой застройки на границе Петербурга и области. Так, например, в конце лета прошлого года Градостроительный совет Ленобласти одобрил концепцию развития южной части Санкт-Петербургской агломерации — территории площадью 350 кв. км: между Красным Селом, Гатчиной и Пушкиным. По оценке некоторых экспертов, здесь можно будет построить 8 млн кв. м жилья. В этом случае девелоперам важно уделить пристальное внимание не только строительству дорог, но и инициировать развитие сети общественного транспорта»,— рассуждает Александр Кравцов, управляющий партнер Fizika Development.
Он отмечает, что в случае массовой застройки в рамках проектов комплексного развития территорий задача обеспеченности кварталов дорогами решается за счет инвесторов. «И основная проблема возникает при согласовании подключения данной инфраструктуры к городским транспортным сетям. Неизбежно возникает вопрос об увеличении их пропускной способности — часто она недостаточна»,— обращает он внимание.
Эксперт полагает, что данная проблема должна решаться на этапе получения разрешительной документации на реализацию проектов массовой жилой застройки и финансироваться на паритетных началах городом и девелоперами.
Главный архитектор ГК «А101» в Санкт-Петербурге Елизавета Гречухина говорит, что строительство фактически новых городов требует значительного усиления транспортного каркаса локаций, а это большие инфраструктурные вложения, которые не умещаются ни в одну финансовую модель проекта и возможны только общими усилиями девелоперов и органов власти сразу двух регионов. «Для востока Петербурга и прилегающих локаций Ленобласти системообразующим проектом станет участок ВСД до Всеволожска, концессионное соглашение на реализацию которого подписали в прошлом году»,— указывает эксперт.
Сегодня, говорят участники рынка жилого строительства, власти более жестко начинают требовать с девелоперов выполнения соцобязательств и более активного финансирования работ по строительству дорог.
Как рассказали в Setl Group, в 2023 году компания построила для города почти 4 км магистралей. «На данный момент Setl Group ведет строительство продолжения проспекта Ветеранов от проспекта Буденного до Красносельского шоссе. Работы полностью финансирует девелопер, протяженность нового участка дороги более 1,2 км. Завершить строительство проспекта Ветеранов Setl Group планирует в ноябре 2025 года»,— сообщили в компании.
Представители пресс-службы «Группы ЛСР» поделились: «Одним из наиболее проблемных районов в части транспортной инфраструктуры долгое время считался Васильевский остров, а точнее, его намывные участки. Однако в последнее время ситуация начала активно меняться. Например, в минувшем январе рядом с ЖК "Морская набережная", который возводит "Группа ЛСР", открыли первую очередь новой развязки ЗСД. Всего до конца 2024 года власти планируют построить 7 из 15 запланированных километров новых дорог на намыве. А "Группа ЛСР", помимо возведения внутриквартальных дорог и проездов в рамках своего проекта, построит и благоустроит набережную Миклухо-Маклая. Что касается вопросов финансирования, то в основном на плечи девелоперов ложатся траты на обеспечение дорожной инфраструктурой внутри собственных участков».