Путь к звезде через «разгибание саксофонов»

95 лет назад в Ленинграде впервые выступил оркестр Леонида Утесова «Теаджаз»

8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра (сейчас это Михайловский театр) состоялось первое выступление «Теаджаза» Леонида Утесова.

Весь джаз — театр, а правит в нем Утесов

С тех пор как джаз пришел в нашу страну, прошло почти сто лет, и какого только джаза мы не слышали — танцевального, симфонического, авангардного, легкомысленного и летящего, классического. Кстати, классическим вариантом джаза считается новоорлеанский. Он родился в начале 1900-х годов и был музыкой для танцев. В СССР джаз пришел в 1920-х и довольно быстро завоевал любовь публики. Джазовые танцевальные вечеринки на излете двадцатых и в тридцатые были чем-то ультрамодным, с привкусом запретного плода. Из западной «штучки» джаз постепенно становился своим, нашим. Оркестры исполняли композиции, написанные советскими композиторами: Даниилом и Дмитрием Покрассами, Леонидом Дидерихсом, Александром Цфасманом, Александром Варламовым, Юлием Хайтом, Николаем Минхом, Георгием Ландсбергом, Генрихом Терпиловским и другими.

Коллектив Леонида Утесова, энергичного музыканта и артиста из Одессы, назывался «Теаджаз» (писали также «Теа-джаз»). Это было сокращением от словосочетания «театрализованный джаз». Оркестр, созданный всего полгода назад, полностью соответствовал характеру Лазаря Вайсбейна, чей звучный и романтичный псевдоним был рожден под влиянием видов черноморского побережья. Ранний Утесов вообще очень тяготел к театрализации и даже к элементам циркового искусства. Сама же музыка новаторского советского оркестра ориентировалась на американские образцы, с оглядкой на которые в общем и был создан коллектив. Интересно, что американские мотивы Утесов воспринял не в США, а в Европе. В 1928 году молодой человек путешествовал по Европе с семьей. Он побывал в Париже, где посетил концерт американского джаз-оркестра Теда Льюиса. Концертная программа потрясла одессита своей театрализацией. Ничего удивительного в этом нет: Тед Льюис был очень похож в своем творчестве на самого Утесова. Это был тип развлекающего публику шоумена, который не только пел, но и танцевал, попутно разыгрывая перед публикой вместе со своими музыкантами уморительные скетчи. Музыканты были облачены в клоунские балахоны, а манера игры была свингующей до экстравагантности. В «синтетическом» шоу, соединявшем джазовое музицирование, эстрадный театр миниатюр и популярные песни, 33-летний Утесов увидел тогда свое артистическое будущее.

Гоп со смыком — путь к славе

Программа, которую «Теаджаз» представил в Ленинградском Малом оперном театре 8 марта 1929 года, была еще во многом ученической. Да и джазом это можно было назвать с некоторой натяжкой. Джазовой была примерно половина репертуара. Вторую часть составляли песни народов СССР. Очень нравились публике в исполнении оркестра грузинская песня «Где б ни скитался я», а также полублатные хиты одесского фольклора «Гоп со смыком», «Лимончики», «С одесского кичмана». В те годы у оркестра регулярно выходили грампластинки. И на них были две песни, сделавшие Утесова звездой первой величины еще до фильма «Веселые ребята». Это были «Гоп со смыком» и «С одесского кичмана». Последнюю, по слухам, очень любил сам Сталин, что и спасало Утесова от многочисленных кампаний по борьбе с идеологически чуждой музыкой и «разгибанию саксофонов» (а их в «Теаджазе» было пять!).

С самого начала музыканты много гастролировали по стране, обрастая попутно новыми песнями и новыми людьми. За первые полгода состав сменился почти наполовину. Уходили в основном академические музыканты, имевшие отношение к Малому театру. Им на смену приходили джазмены. Настоящая слава ждала и самого Леонида Утесова, и его музыкантов в 1934 году после выхода на экраны первой советской музыкальной комедии «Веселые ребята», которую Иосиф Сталин назвал отличной комедией, под которую можно хорошо отдохнуть.

Коллектив исполнял западные шлягеры, а также инструментальные композиции и песни, специально написанные для оркестра советскими композиторами. Такие авторские номера

постепенно заняли основное место в программах оркестра. В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил новую программу «Песни моей Родины». Программа шла несколько лет, вплоть до 1941 года.

Очень много для «Теаджаза» сделал композитор Исаак Дунаевский. Он написал джазовые «рапсодии» — обработки русских, украинских и еврейских песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов. В содружестве с И. Дунаевским, В. Лебедевым-Кумачом, В. Массом и Н. Эрдманом Леонид Утесов создал эксцентрические музыкальные комедийные обозрения: «Джаз на повороте» (1930), «Музыкальный магазин» (1932) и другие.

Музыка для толстых?

Казалось бы, в стране победившего пролетариата музыку угнетаемых негров должны были только приветствовать. Так оно и было некоторое время, а потом писатель Максим Горький написал статью, после которой джаз стали называть «музыкой для толстых». В этой статье, опубликованной в газете «Правда» весной 1928 года, Горький крайне негативно высказывался о музыке, которую чернокожие артисты играли для толстых белых господ.

«...Вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом. Это радио утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров. Это — музыка для толстых».

Конечно, такая статья во многом определила официальное отношение к джазу. Но оркестру Утесова можно сказать повезло. В историю вошел вполне благожелательный отзыв театроведа, опубликованный в журнале «Жизнь искусства» (№ 6, 1929): «Репертуар утесовского "Теаджаза" весьма разнообразен и многосторонен. Тут и негритянская колыбельная в ее чистом этнографическом виде, но с умелыми словесными комментариями, тут и классический "Золотой петушок" Римского-Корсакова, неожиданно по-новому зазвучавший, переведенный на синкопический ритм, тут и своеобразный пионерский марш, тут, наконец, и яркая подача [стихов] Багрицкого под джазбандный аккомпанемент. Все это наполнено бодростью, жизнерадостностью, смехом, весельем. Буквально вентилируешь усталые за день мозги, получив порцию утесовского театрализованного джаза».

А вот что говорил сам Утесов о своем отношении к джазу: «Когда я пел в оперетте, играл в драматическом театре или дирижировал хором, меня не покидало чувство, что я везде — временный постоялец, я словно все время помнил, когда отходит мой поезд. И только в джазе я вдруг почувствовал, что приехал и могу распаковывать чемоданы — пора обосновываться на этой станции прочно, навсегда. Но ох как непросто оказалось это сделать».

Анна Кашурина

Вся лента