«Я не готова признать, что я слабый пол»
Известные петербурженки о роли женщин в обществе
Международный женский день зародился в 1908 году: 28 февраля более 15 тыс. работающих женщин Нью-Йорка вышли на марш с требованиями улучшить условия труда, повысить зарплату, сократить рабочий день и предоставить право голосовать. К середине XX века праздник стал преподноситься как день международной солидарности женщин.
Спустя почти 120 лет отношение к этому дню, как и к борьбе женщин за равные права, изменилось. 8 Марта сейчас нередко называют «праздником весны и цветов. «Ъ-СПб» поговорил с петербурженками о роли женщины в политике, бизнесе и культуре и о феминизме.
Марина Шишкина, руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга:
— Когда я впервые баллотировалась в депутаты петербургского парламента, у меня был такой предвыборный девиз: «Женщина делает политику человечнее». Я и сейчас так считаю. Эмпатия, способность остро почувствовать чужую боль, поддержать не только делом, но и словом — на мой взгляд, больше свойственны женщинам.
Я никогда не сталкивалась со случаями дискриминации по половому признаку в своей работе. Работая в академической среде, я была в 35 лет избрана деканом факультета журналистики СПбГУ. Правда, справедливости ради отмечу, что я стала всего второй женщиной-деканом за всю историю университета. В 2021 году была избрана вице-спикером Заксобрания, став первой женщиной заместителем председателя петербургского парламента. И, вероятно, до сих пор занимала бы этот пост, если бы не решила добровольно снять с себя эти полномочия. Все это я к тому, что я не верю ни в какие гендерные квоты где бы то ни было — будь то парламент или трудовой коллектив. А верю исключительно в профессиональные качества, коммуникативные и деловые навыки. Все.
Помните женщину, профессионального журналиста, из романа Мопассана «Милый друг», помогавшую главному герою? Она не могла занять высоких позиций именно из-за того, что была не мужчиной. К счастью, эти времена прошли. У нас действительно есть проблемы, которые в большей мере касаются женщин. Например, острая тема декриминализации домашнего насилия. В таких вопросах и им подобных борьбу полностью поддерживаю.
Мария Островская, президент петербургской благотворительной организации «Перспективы» (помогает взрослым и детям с тяжелой инвалидностью и ментальными нарушениями):
— В благотворительных организациях на управленческих позициях и на должностях ниже работают в основном женщины. В нашей организации около 100 человек, и 90 из них женщин. Мне кажется, чтобы там ни говорили феминистки, роль женщины и роль мужчины в обществе и мире разные. Мужчины больше ориентированы на какие-то рациональные решения, а женщины настроены на отзывчивость и заботу.
Я 25 лет работаю в сфере благотворительности и никогда не встречалась с дискриминацией по гендерному признаку. Не понимаю, о чем люди говорят, когда они борются за какие-то права. Я знаю, что меньшее число женщин ориентировано на карьеру. По статистике, верхние позиции в бизнесе часто занимают мужчины, но, мне кажется, это связано скорее с мотивацией самих людей, а не с дискриминацией.
Надежда Тихонова, председатель петербургского отделения партии «Справедливая Россия — За правду»:
— Мне кажется, что чем больше будет женщин в политике, тем справедливее и гуманнее будет наше общество. При этом я против квот по половому признаку в политических структурах. На мой взгляд, в этой сфере должны оцениваться профессиональные качества человека. Меня это даже как-то дискриминирует: почему надо женщинам выделять какую-то квоту? Считаю, что мы вполне способны соперничать с мужчинами. Я не готова признать, что я — слабый пол и мне нужны определенные условия, чтобы добиться успеха. Есть некая несправедливость, что чем выше уровень власти, тем меньше женщин у руля мы видим. При этом часто женщины — прекрасные заместители.
В своей работе со случаями дискриминации по половому признаку я не сталкивалась. Но это мой опыт. В последнее время мы слышим звоночки, что феминизм могут приравнять к экстремизму. Я против радикализма разного рода течений — против радикального феминизма. Движение изначально было про равноправие полов. Когда я росла, мне даже в голову не приходило, что я в каких-то неравных правах с мальчиками-сверстниками. Но в какой-то период жизни стало понятно, что есть абсолютно четкое неравенство в заработных платах, что чем выше уровень власти — тем меньше там женщин. Считаю, что за равноправие в этих моментах нужно побороться.
Кристина Березовская, основательница галереи искусств KGallery:
— Женщин в искусстве однозначно становится больше, и это ужасно радует. Но при этом, если говорить о моей сфере бизнеса, то в процентном соотношении художниц в разы меньше, чем художников, количество галеристок в России, наверное, сопоставимо с мужчинами-галеристами и арт-дилерами. Я думаю, не совсем правильно оценивать с точки зрения гендера важность роли человека в искусстве и культуре. Я никогда не сталкивалась с дискриминацией по гендерному признаку в работе, но, возможно, это связано с моим характером.
Тема феминизма сейчас более чем актуальна. Я не уверена, что наша страна дает благоприятную почву для такой борьбы. Но тем не менее, повсеместное напоминание о том, что частица «-ка» должна быть приставлена к профессиям в мужском роде — еще одно подтверждение того, что женщинам это важно. Они борются за свое определение даже, казалось бы, в таких незначительных моментах. Безусловно, возможность женщинам отстаивать свои права сейчас сильно заметнее, так же, как и возможность строить рабочую карьеру параллельно с семьей. Фраза «сильная и независимая» не является уже чем-то ироничным. Сегодня женщины и правда «сильные и независимые».
Ольга Дергунова, заместитель президента — председателя правления банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента СПбГУ:
— Уверена, сейчас уже неактуально говорить об «особом» статусе женщин во всех сферах экономики. Женщины уже занимают почти половину руководящих постов в России, и мы наблюдаем тенденцию к увеличению этого показателя. Мы видим успешных женщин-руководителей и в традиционных видах деятельности: здравоохранение, образование, культура, и в относительно новых, таких как IT. Везде, где ценятся интеллект, талант, лидерские и организационные качества, не может быть жестких гендерных границ и дискриминации. И это разумно, иначе не будет экономического прогресса и в целом здорового общества.
Руководитель — это прежде всего тот, кто принимает решения и несет за них ответственность. Гендер не имеет к этому никакого отношения. С каждым годом я вижу все больше примеров ярких и успешных женщин-руководителей. Уверена, такая репрезентация — лучший способ искоренить гендерные стереотипы.
Я всегда за то, чтобы компания помогала женщинам успешно реализовывать себя и в профессиональной сфере, и в роли матери, хранительницы семейного очага. К примеру, возможность использовать гибкие форматы работы, наладить work-life balance. И, конечно, важно получить полноценную поддержку своей семьи: она должна стать надежной командой, в которой оба партнера на равных участвуют во всех процессах.
Валерия Малышева, генеральный директор АО «Ленстройтрест»:
— Не стоит делить бизнес на мужской и женский. Бизнес — это реальные деньги и люди, а также четкий расчет и детальный анализ. Правильнее говорить об особенностях женского и мужского стиля управления. На мой взгляд, мужчины в большей степени сильны в принятии стратегических решений, женщины — в тактике, в умении работать в режиме многозадачности. Наши сильные качества — требовательность и системность, деликатность и дипломатичность, рациональная интуиция и внимание к мелочам, от которых нередко зависит успешность любого масштабного дела. При этом мы более эмоциональны, больше ценим в людях человеческие качества, которые не менее важны в бизнесе.
Я считаю, что гендерные разделения в бизнесе и управлении сегодня минимальны. Благодаря сильному характеру, знаниям и опыту, все больше женщин занимают высшие руководящие должности в различных сферах. И нередко женщина может дать фору десятку мужчин. Мы умеем работать четко, профессионально, результативно и эффективно на длинных дистанциях и в условиях, в которых мужчины уже давно сдались и остановились.
Ксения Горячева, депутат Государственной думы от партии «Новые люди»:
— Женщины сегодня занимают все более важные роли в политике. Многие страны имеют женщин-лидеров, премьер-министров, президентов и других политических деятелей. Но это не значит, что на сегодняшний день их достаточно в органах власти. А исследования показывают, что чем больше женщин в политике, тем больше социально ориентированных законов принимает государство. Я нечасто в жизни сталкивалась с откровенной дискриминацией по гендерному признаку. Чаще слышу какие-то комментарии по поводу возраста. Но знаю, что такая проблема существует во многих отраслях. Сейчас есть тренд на укрепление позиций женщин, и я считаю, что важно его поддерживать.
Что касается борьбы за свои права, то не нужно радикализироваться, но отстаивать свои позиции в обществе важно и нужно. Вообще, есть проблемы человеческие — не мужские или женские. Но я буду рада, если женщины чаще будут объединяться, а в политике их станет больше.
Мария Орлова, коммерческий директор ГК «А101» в Санкт-Петербурге:
— На руководящих должностях я уже 12 лет. В то время женщин на таких постах в стереотипно мужских отраслях — строительстве, промышленности, среди автодилеров — было не более 10%. Однако уже тогда началась «медленная революция», как говорят социологи. Постепенно менялись и продолжают меняться ценности и установки общества, появляется все больше историй женщин, которые преуспели в указанных и других сферах. Если рассмотреть нашу отрасль, то уже около 40% руководящих должностей занимают именно женщины.
Сейчас при выборе руководителя все чаще оценивается не только профессионализм, но и личные качества. Женщину-лидера отличают гибкость, креативное мышление и умение найти выход порой из самой безвыходной ситуации! Нельзя также забывать о высоком уровне эмпатии и эмоционального интеллекта, которые уже стали трендом в управленческой среде. Они помогают не просто руководить процессами, но и влиять на команду и вдохновлять на развитие. Уверена, в ближайшие годы женщин-лидеров будет появляться больше.
Тамара Рондалева, генеральный директор АО «Особая экономическая зона "Санкт-Петербург"»:
— С гендерным неравенством доводилось мне сталкиваться и в работе, и в повседневной жизни. Думаю, что это явление, в той или иной мере, будет существовать всегда и везде. Как мы помним, было много уникальных женщин, которые оставили яркий след в мировой и российской истории. Я глубоко убеждена, что ни с чем и ни с кем бороться не нужно, нужно к этому относиться по-философски. Мягкая сила — это женский путь. Потому что сила женщины — в ее слабости, так считали многие великие женщины и мужчины. Я за диалог и за понимание женщинами в этом диалоге своих преимуществ. Если она видит эти преимущества и умеет ими пользоваться — ее ждет успех.
Вместе с тем при решении профессиональных задач гендерная принадлежность исчезает, она теряет свое значение. Важен процесс поиска решения этих задач — оригинальных, нестандартных, креативных и смелых. Сейчас очень ценятся люди с созидательной энергией, и не имеет значения, мужчина это или женщина. Талантливых и успешных женщин на руководящих постах я вижу сегодня очень много, и они играют огромную роль в развитии бизнеса в стране, в раскрытии потенциала предпринимательской среды.
Екатерина Аридова, генеральный директор Nikoliers в Санкт-Петербурге:
— В бизнесе нет пола, есть квалификация (опыт), авторитет (влияние) и репутация (доверие). Все эти понятия одинаково применимы к личности как мужского, так и женского пола.
Я в своей работе ни разу не сталкивалась с дискриминацией по гендеру. Бывают ситуации, когда более эффективна в процессе именно женщина, то есть напротив, нет дискриминации женщин, а есть тренд на использование их сильных сторон в бизнесе: гибкость, очарование, коммуникабельность, умение найти компромисс, выгодный обеим сторонам.
В современном обществе, на мой взгляд, не нужно бороться за права женщин, как это было в начале движения по защите прав женщин в 1960-х годах. Все права, если можно так сказать, уже отвоеваны и зафиксированы, и гораздо важнее не бороться, а расширять горизонты своего профессионализма, человеческих качеств, женской силы. Я вообще против борьбы и за созидание.
Оксана Кравцова, генеральный директор ГК «Еврострой»:
— Женщины уже давно выиграли борьбу за свои права в самом широком понимании этого термина. Времена, когда у нас не было права на образование, участие в выборах и политической жизни, достойную работу, возможностей заниматься бизнесом, сегодня давно в прошлом и могут показаться даже несколько варварскими.
В своей карьере с дискриминацией я не сталкивалась. Наоборот, когда работаешь в суровом «мужском» бизнесе, таком как строительство, быть женщиной-лидером — это плюс, который часто дает преимущество и в переговорах, и в общей атмосфере в коллективе.
Ирина Петрова, ведущая итогового выпуска программы «Известия» на «Пятом канале»:
— Женщина должна нести, транслировать в эфир правду, объективность, доброту. Гендерные истории — это настолько все не про журналистику… Я не сталкивалась в своей профессии с дискриминацией по гендерному признаку. Даже намеков не было. Я всегда работаю в команде единомышленников и наравне с мужчинами решаю задачи разной степени сложности. Поэтому разговоры о дискриминации — это не сюда. В команде все работают одинаково. Права свои знать надо, а тема феминизма — это не про работу. В журналистике, в делах актуален профессионализм, а в отношениях — порядочность.
Нина Ботерашвили, президент медицинского холдинга «Медика»:
— Женщины играют огромную и во многих сферах самую главную роль. В моей жизни, к счастью, не было случаев дискриминации по гендерному признаку. Более того, я категорически против подобных ущемлений в своем коллективе. Я считаю, что за свои права женщина бороться не должна. Наверное, мне повезло, что в моей жизни не представлялась такая необходимость.
Светлана Гузь, управляющий партнер юридической фирмы Legal to Business:
— Женщины давно стали равноценными партнерами, новаторами. Они становятся смелее, их голоса — ярче, а идеи — интереснее. И меня это очень радует. Женщины, безусловно, меняют бизнес-среду. Они, как правило, более выносливые, эмпатичные, вдумчивые. Это не может не отражаться на методах и результатах их работы, на «жизни» бизнеса в целом.
Незначительные отголоски гендерной дискриминация в сфере бизнеса сохраняются. Что касается личного опыта, то я не испытываю подобных сложностей сейчас. Авторитет и результат сильно зависят от знаний, опыта и уверенности в собственных силах. Сам по себе профессионализм не зависит от пола.
Оснований и повода для борьбы за равноправие женщин я не вижу. В последние годы мы видим на бизнес-арене все больше потрясающих женщин — это результат профессионализма, креатива, интуиции и целеустремленности. Более того, это имеет огромное социальное значение. Все больше женщин начинают любить и беречь себя, осознавать свою ценность и силу, объединяются, поддерживают и вдохновляют друг друга. Мне кажется, это замечательно.
Ольга Пудова, солистка Мариинского театра, приглашенная солистка Большого театра:
— Я думаю, что женщина всегда играла огромную роль в культуре, в искусстве, в театре. Если сейчас женщины больше реализовываются как творцы, то прежде они реализовали себя больше как музы и вдохновители. Я думаю, что разница невелика.
У меня очень мужской подход к вопросу феминизма. Никто женщине не запрещает работать, не запрещает добиваться каких-то успехов в жизни. Но я считаю, что женщины, для которых феминизм состоит в том, чтобы не позволять мужчине подать себе пальто, не позволять пропустить себя вперед,— это уже не феминизм, это глупость. Мы в мужчинах таким образом убиваем мужчин, повторяя, что я самостоятельная, я все сама. Пожалуйста, делай сама все, что хочешь: зарабатывай деньги, занимайся тем, что тебе нравится. Но дай мужчине быть мужчиной.
Алина Бажулина, управляющий филиалом АКБ «Фора-банк» в Санкт-Петербурге:
— В последние десятилетия позиции женщин в бизнес-сообществе не только усиливаются, но и трансформируются. Ранее те женщины, которые достигали серьезных успехов в построении карьеры, преимущественно выигрывали за счет стальной силы воли и тому, что можно назвать маскулинностью. Теперь же я замечаю все больше женщин, которые становятся топ-менеджерами, создают свои компании, опираясь прежде всего на свою женскую силу, и неважно, в какой отрасли они работают. Главные двигатели — интеллект, гибкость ума и психики, нестандартность мышления и, как бы это странно ни звучало,— женская энергия.
В деловом мире с каждым годом я наблюдаю сокращение внимания к тому, кто же ты — мужчина или женщина. Сейчас не вызывает удивлений, когда промышленное производство возглавляет молодая девушка, на первый план выходят заслуги, ум, профессиональный опыт, а никак не половая принадлежность.
Я чувствую, что сейчас для женщин есть огромные возможности для реализации. Массовая дискриминация осталась далеко позади, в наших воспоминаниях. Поэтому, по крайней мере в России, борьба за свои права мне видится бессмысленной. Если кому-то из женщин хочется побороться и у них есть такие воинственные силы, то лучше этот ресурс направить на собственное обучение, развитие и работу.
Вера Свешникова, артистка музыкального театра, лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»:
— Женщины всегда несли в культуру и творчество, а также в любой уголок жизнедеятельности, важный аспект движущей силы: спонтанность, внезапность, чувственность, эмоциональность и свой уникальный внутренний мир. За все время существования культуры и искусства проникновение женского влияния весомо увеличилось и дало очередной виток развития творчеству, добавляя новых тем и переживаний в повествование, давая возможность появиться новым взглядам рассмотрения знакомых ситуаций. Неизбежность усиления взаимодействия мужского и женского очевидна и неотвратима, на мой взгляд.
Я думаю, в профессиональной деятельности театра дискриминация есть скорее по профессиональному признаку, чем по половому. Дорога всегда открыта тем, кто хорошо разбирается в том, что он делает.
Мария Сумарокова, генеральный директор сети коворкингов и гибких офисов PAGE (входит в ГК «Бестъ»):
— Я считаю, что женщины играют ключевую роль в бизнесе, мы видим большое количество дам у руля крупных и успешных компаний. Женщинам всегда намного проще дается работа в режиме многозадачности. В своей работе сейчас я никогда не сталкивалась с дискриминацией по полу. Но после студенческой скамьи мне пришлось поработать по специальности инженер-технолог на производстве с советскими устоями. Там я столкнулась с дискриминацией: роль женщины была недооцененной с точки зрения продвижения по службе, потому что считалось что в любой момент мог бы наступить декрет. И действительно, даже премию платили мужчинам всегда больше. Это стало одной из причин моего увольнения.