Бизнес-леди в большом деле
Стиль Тенденции
Женщины последние годы активно наращивают свое присутствие на руководящих должностях, а также открывают новые бизнесы в различных отраслях экономики.
Раньше устоявшиеся гендерные стереотипы переносились на ландшафт предпринимательства, и женщинам отводилась роль в таких сферах, как образование, розничная торговля, обслуживание, бьюти-услуги, общепит. Теперь горизонты расширяются до легкой промышленности с активным продвижением брендов на международные рынки, технологических стартапов. Эксперты утверждают, что 2024 год для женского предпринимательства характеризуется множеством возможностей и наличием перспективных ниш.
Присутствие в отраслях
Различные исследования говорят о том, что женщины в основном открывают мини-бизнесы. В сентябре 2023 года ТАСС со ссылкой на заявление замглавы Минэкономразвития РФ Татьяны Илюшниковой сообщил, что в стране более 1,56 млн женщин имеют свой бизнес в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом данные ФНС на начало 2024 года показывают интересную картину: в России отмечается тенденция роста числа индивидуальных предпринимателей на фоне сокращения количества коммерческих организаций (юридических лиц). Так, число ИП за 2023 год по стране увеличилось почти на 10% (или на 378 тыс.), до 4,3 млн. В Санкт-Петербурге на февраль 2024 года насчитывается 370,3 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, или на 15% больше в сравнении с 2022 годом.
Деловая активность увеличилась в связи с уходом части иностранных брендов из-за ограничений и введенных санкций. Многие зарубежные компании стали испытывать трудности с экспортом продукции. Как результат, освободилось много ниш на различных рынках, которые начал заполнять отечественный малый и средний бизнес.
Так, председатель Совета Евразийского женского форума (ЕЖФ), экс-зампред комитета Совфеда по федеративному устройству Галина Карелова отметила высокий интерес женщин к проектам в легкой промышленности. По ее словам, это отличное окно для реализации бизнес-потенциала, ведь 82% россиян ждут появления новых отечественных брендов одежды и обуви, что говорит о хороших перспективах для производителей.
Кроме того, госпожа Карелова не раз обращала внимание на роль женщин в реализации стратегий, направленных на расширение их участия в высокотехнологичных отраслях и выход на международный уровень. Например, в марте 2023 года было подписано соглашение о сотрудничестве в интересах женщин между ассоциацией «Ядерное общество Казахстана» и фондом «Объединение женщин атомной отрасли». Координатор проекта Совета ЕЖФ «Развитие женского предпринимательства» Надия Черкасова назвала главным направлением работы в 2023 году международное сотрудничество. Были подписаны соглашения с женскими бизнес-ассоциациями Казахстана, Киргизии, Узбекистана, составлены «дорожные карты» и запланированы бизнес-миссии, организованы совместные мероприятия с предпринимательницами из ОАЭ, Турции, Китая, Туркменистана, Мексики.
В Петербурге список влиятельных предпринимательниц ежегодно пополняется, вместе с этим расширяя отрасли присутствия руководителей — представительниц прекрасного пола, рассуждает Дмитрий Панов, председатель петербургского отделения «Деловой России». Наиболее популярные «женские» спектры предпринимательства сегодня охватывают такие направления экономической деятельности, как фармацевтика, здравоохранение, эстетическая медицина, банковское дело, страхование, недвижимость и строительство, розничная торговля, а также отдельные секторы обрабатывающей промышленности города.
«Во многом перечисленные направления коррелируют с ключевыми вызовами российской экономики нового времени, а именно с задачами по ускоренному импортозамещению и достижению технологического суверенитета, что возлагает на хрупкие плечи прекрасных дам не меньшую ответственность, чем на представителей сильного пола»,— заметил господин Панов.
Недостаточное стимулирование
Рост деловой активности женщин фиксируют различные исследования. Самое крупное из них — исследование аналитического центра НАФИ — показало, что индекс деловой активности женщин в России (WBI) достиг максимального значения с начала измерения (то есть с 2015 года): 73,7 п. п. Среди крупных игроков петербургского бизнеса можно отметить достаточно компаний с «женским лицом». Показатель отражает уровень благоприятствования деловой и социальной среды.
В исследовании этого вопроса ВЦИОМ, результаты которого представлены в октябре 2023 года, заявил, что предпринимательскую активность женщин стимулируют создание специализированных кластеров и бизнес-инкубаторов, программы поддержки и финансирования предпринимательских инициатив. Однако некоторые эксперты считают их недостаточными.
«На мой взгляд, не хватает пиар-составляющей этих мер. Также я бы отметила, что финансирование таких программ не в достаточной степени стимулирует развитие женского предпринимательства. Вызывает вопросы бюрократия при получении этих мер поддержки и их незначительный размер. Как правило, нужно собрать и подать большой пакет документов даже для получения незначительной суммы»,— рассуждает Анна Коняева, управляющий партнер «ЦПО Групп», эксперт российского общественного объединения «Опора России».
Поддержка среди своих
Бизнесвумен все чаще объединяются в разного рода сообщества. Например, за прошлый год ассоциация «Женщины бизнеса» приросла на 30%. Сейчас в ней 5 тыс. предпринимательниц из разных отраслей — от бьюти-индустрии до промышленности, рассказывала руководитель петербургского отделения Елена Галушко на январской конференции.
Предпринимательницы хотят не только заручиться поддержкой, но и повысить свои компетенции. В образовательную составляющую включается государство. Активную работу ведет образовательный клуб «Женская среда» на базе центра «Мой бизнес». На 2024 год запланировано ежемесячное проведение мероприятий онлайн- и офлайн-форматов, в рамках которых женщины смогут делиться опытом, учиться у бизнес-экспертов, находить возможности для развития своих проектов. В Санкт-Петербурге осуществляет деятельность организация «Женская гильдия предпринимателей», есть и региональное отделение Комитета по развитию женского предпринимательства.
«В целом мы отмечаем бизнес-активность женщин и считаем, что сегодня можно назвать женское предпринимательство устойчивым трендом практически в любых сферах бизнеса. Однако, несмотря на положительные тенденции, все еще существуют вызовы, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, в том числе и в Санкт-Петербурге. К ним можно отнести сложности в совмещении ведения бизнеса и воспитания детей, гендерные стереотипы. Считаем, что дальнейшее развитие женского предпринимательства требует совместных усилий государства, бизнес-сообщества и общества в целом»,— подытожила госпожа Коняева.