В магазинах затихает торговля
Темпы роста выручки крупнейших FMCG-сетей замедлились
Медленное открытие новых магазинов сказалось на динамике доходов FMCG-ритейлеров в 2023 году. По данным Infoline, выручка десяти крупнейших игроков увеличилась на 14,1%, до 9,1 трлн руб., против роста на 21,3% годом ранее. В 2024 году на средний чек может оказать давление ожидаемое замедление продовольственной инфляции, а инвестиции в цены и расходы на персонал угрожают прибыли сетей, считают аналитики.
Выручка десяти крупнейших сетей продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) в 2023 году выросла на 14,1%, до 9,1 трлн руб. без НДС, подсчитали в Infoline. По данным аналитиков, по сравнению с 2022 годом темпы роста выручки сократились на 7,2 процентного пункта (п. п.).
Среди игроков из топ-5 динамика замедлилась у «Магнита», Mercury Retail Group (сети «Красное & белое» и «Бристоль») и «Светофора», следует из оценок Infoline.
По данным аналитиков, выручка «Магнита» за 2023 год выросла на 9% год к году, до 2,5 трлн руб., Mercury Retail Group — на 20,4%, до 1,15 трлн руб., «Светофора» — на 8%, до 399,5 млрд руб. В 2022 году доходы сетей увеличивались на 26,7%, 31,9% и 40,2% соответственно. В «Магните» отказались от комментариев, официальные результаты за весь 2023 год там пока не раскрывали. В «Красном & белом», «Бристоле» и «Светофоре» “Ъ” не ответили.
«Лента», как отмечают в Infoline, за счет приобретения «Монетки» ускорила рост выручки в 2023 году на 3,5 п. п., до 14,6%, показатель достиг 615,8 млрд руб. Выручка X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») выросла на 20,6%, до 3,13 трлн руб., против 18,3% в 2022 году.
Крупнейшие FMCG-ритейлеры в России по обороту по итогам 2023 года
|
Источник: Infoline.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров связывает общее замедление роста выручки FMCG-ритейлеров со снижением среднегодового уровня инфляции с 11,94% в 2022 году до 7,42% в 2023 году. В «БКС Мир инвестиций» объясняли результаты «Магнита» за третий квартал умеренным увеличением торговых площадей и сопоставимых продаж — общая выручка сети за период увеличилась на 5,7%, до 628,5 млрд руб., при этом рост сопоставимых продаж замедлился до 3,1% против 4,7% во втором квартале. На «Светофор», уточняют в Infoline, влияет рост конкуренции с сетями «Чижик», «Победа», «Находка».
По словам господина Бурмистрова, наибольшие проблемы испытывают гипермаркеты, сталкивающиеся с оттоком покупателей в другие форматы и на маркетплейсы.
Так, по данным Infoline, у Auchan в России в 2023 году выручка сократилась на 3,9%, до 276,7 млрд руб. В четвертом квартале 2023 года оборот сети (76,9 млрд руб.) оказался ниже, чем у «Вкусвилла» за тот же период (77,9 млрд руб.), подсчитали в Infoline. За 2023 год, по данным аналитиков, выручка «Вкусвилла» выросла на 26,9%, до 259,8 млрд руб., что превысило показатель Metro (226,7 млрд руб.). В Auchan и Metro “Ъ” не ответили.
Во «Вкусвилле» говорят, что в 2023 году в пять раз увеличили число открытий новых магазинов, до 530 точек, и повысили долю онлайн-продаж более чем до 50%. В 2024 году там намерены продолжать развивать доставку, открывать магазины и расширять ассортимент. Стратегия «Ленты» предполагает развитие за счет магазинов у дома «Монетка» и супермаркетов «Супер Лента», также планируется развивать онлайн-сервисы, говорят в компании. В X5 Group сообщили, что продолжат активное развитие «Чижика», сохранят высокие темпы роста «Пятерочки», смещая ассортимент в сторону товаров низкого ценового сегмента, рассматривая сделки M&A и партнерства.
Михаил Бурмистров ожидает в 2024 году ускорения темпов роста десяти крупнейших FMCG-сетей в том числе в связи с эффектом от сделок M&A, развитием онлайн-продаж и дискаунтеров. Однако старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что в 2024 году средний чек и розничная выручка сетей останутся под давлением в связи с ожидаемым замедлением продовольственной инфляции ближе ко второй половине года. Пока, полагает он, сети растут за счет органической экспансии и поглощения более мелких конкурентов.
Аналитики «Ренессанс Капитала» в отраслевом обзоре отмечают, что ритейлеры продолжат инвестиции в цены, а нехватка рабочей силы и конкуренция за сотрудников будут дополнительно влиять на рентабельность.