Бомба заведомого действия

Как распределились «Оскары» этого года

В Лос-Анджелесе прошла 96-я церемония вручения премий «Оскар». Ее триумфатором в соответствии со всеми прогнозами стал «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, победивший в семи категориях из тринадцати, в которых номинировался, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Второе место заняли «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса с четырьмя наградами. Комментирует Юлия Шагельман.

Успех съемочной группы «Оппенгеймера» при раздаче наградных статуэток стал явной доминантой вечера

Фото: Chris Pizzello, AP

После прошлогодней церемонии, когда больше всего золотых статуэток досталось «неформатной» экшен-комедии «Все, везде и сразу», нынешняя выглядела как возвращение «Оскара» к истокам: большому голливудскому стилю и чествованию картин на значимые темы. Дорожка, по которой нарядные участники проходили в зал Dolby Theatre, снова стала красной (прошлогодний эксперимент с «цветом шампанского» сочли неудачным); проверенный уже тремя церемониями ведущий Джимми Киммел снова шутил про то, какими длинными сейчас стали фильмы (особенно «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе, хронометраж которых на 26 минут больше, чем у «Оппенгеймера»,— очевидно, эти минуты-то и подкосили академиков, не выдавших работе современного классика ни одной премии); а для представления актерских номинаций организаторы вспомнили давний формат, когда на сцену поднимались сразу пять лауреатов «Оскара» прошлых лет. Другие категории подчас презентовали живые легенды киноиндустрии: Стивен Спилберг объявлял лучшего режиссера, Аль Пачино — лучший фильм, а ностальгический дуэт Арнольда Шварценеггера с Дэнни Де Вито (вспоминавших свои злодейские роли в фильмах про Бэтмена) — лучшие визуальные эффекты и монтаж.

Теперь в ряды голливудской аристократии окончательно влился Кристофер Нолан, чьи седьмая и восьмая номинации увенчались двойной победой: он получил приз не только как режиссер, но и как продюсер «Оппенгеймера» в категории «Лучший фильм».

Вместе с ним в историю вошли Киллиан Мёрфи и Роберт Дауни-младший, которых Киноакадемия выбрала лучшими актерами в главной и роли второго плана соответственно, а также композитор Людвиг Йоранссон, монтажер Дженнифер Лейм и оператор Хойте ван Хойтема, победившие в своих номинациях.

Из всех призов, которые прочили «Оппенгеймеру», не получил он только один — премия за лучший звук досталась «Зоне интересов». Этот фильм Джонатана Глейзера также стал первой британской картиной, получившей «Оскар» в категории «Лучший международный фильм». Заметно волновавшийся режиссер в своей страстной, но несколько непоследовательной речи осудил дегуманизацию жертв с обеих сторон текущего израильско-палестинского конфликта.

Еще одним напоминанием об актуальных политических событиях стала награда ленте Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе» в номинации «Лучший документальный фильм». Режиссер отметил, что это первый «Оскар» для украинского кино.

Если вернуться к теме оскаровских сюрпризов, то их на этой церемонии на поверку оказалось совсем немного. Двумя из них стали премии для кинематографистов из Японии.

«Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки стал лучшим анимационным фильмом в обход фаворита наградного сезона «Человек-паук: Паутина вселенных» (сам патриарх аниме, у которого уже есть два «Оскара», почетный и за картину «Унесенные призраками», за третьей статуэткой не приехал). А команда специалистов, работавших над визуальными эффектами фильма «Годзилла: Минус один», побила в своей номинации таких тяжеловесов, как третьи «Стражи Галактики» и седьмая «Миссия невыполнима».

Еще одной категорией, в которой выбор Киноакадемии трудно было предсказать вплоть до часа икс, была «Лучшая актриса». В результате Эмма Стоун, сыгравшая в «Бедных-несчастных», получила свой второй «Оскар» (радость победительницы не омрачила даже разошедшаяся в самый ответственный момент молния на платье), а номинированная за работу в «Убийцах цветочной луны» Лили Гладстоун, с которой Стоун всю вторую половину наградного сезона шла вровень, удалилась со сцены с пустыми руками. В четвертой актерской номинации неожиданностей не было: лучшей актрисой второго плана стала Давайн Джой Рэндольф из «Оставленных».

В сценарных категориях премии также достались заранее определившимся фронтраннерам: Корду Джефферсону за «Американское чтиво» и семейному дуэту Жюстин Трие и Артура Харари за «Анатомию падения». «Бедные-несчастные», в свою очередь, никого не удивили, забрав награды в трех «технических» категориях — за лучшую работу художника-постановщика, костюмы, грим и прически.

Что до «Барби» Греты Гервиг, с трибьюта которой началась церемония, то ей из потенциальных восьми статуэток досталась только одна, за лучшую песню. Песен от картины вообще-то номинировалось две, но, хотя «I’m Just Ken» в исполнении Райана Гослинга явно завела и публику в зале, и домашне-диванную аудиторию трансляции, приз в соответствии с трендом на возврат к серьезности получила заунывная «What Was I Made for» Билли Айлиш: в свои 22 года певица стала самой молодой обладательницей двух «Оскаров». А продюсеры фильма, как говорится в американской поговорке, поплачут о своем проигрыше по дороге в банк, пересчитывая почти полтора миллиарда долларов, собранных им в мировом прокате.

Фотогалерея

«Оскар–2024»

Смотреть

Вся лента