«Бизнес стал больше инвестировать в работу с данными»
Гендиректор Группы Arenadata Максим Пустовой — о будущем рынка управления данными
Российские разработчики систем управления базами данных выглядят бенефициарами политики импортозамещения и мирового спроса на работу с данными: их выручка растет двузначными темпами, и этот тренд будет сохраняться в ближайшие годы. Генеральный директор Группы Arenadata Максим Пустовой рассказал “Ъ” о своем взгляде на перспективы развития рынка.
— Какие коренные изменения, произошедшие на рынке российского ПО, вы можете выделить через два года после начала санкций?
— Еще пару лет назад российский софт в глазах заказчиков был продуктом второго выбора. Клиенты брали отечественные решения, как правило, чтобы решить какие-то узкие задачи в определенной нише. К тому же развиваться российским компаниям мешали широкие финансовые возможности западных компаний — они легко выигрывали в ценовой борьбе. Теперь ситуация иная. Уход иностранных игроков дал российским компаниям возможность кратно быстрее расти. И впервые за много лет поставил вопрос о том, какие продукты российских вендоров по своему функционалу и надежности сравнимы с ПО западных игроков и насколько такие продукты можно назвать технически зрелыми.
— По моим ощущениям, сегодня десятки непрофильных или малоизвестных компаний пытаются заместить западный софт. Как вы к этому относитесь?
— С изрядной долей скепсиса, и не я один. Рынок видит эту ситуацию и понимает, что многие из продуктов, разработанных такими компаниями,— это не собственные разработки, а перелицованные западные решения, с другим интерфейсом и названиями. Инициаторами подобных проектов, как правило, являются или крупные заказчики, которые хотят продолжать пользоваться западным ПО, или российские представительства западных вендоров, которые таким образом пытаются заработать на российском рынке. Целый ряд крупных компаний «под капотом» использует западные решения. Такие продукты действительно вносят в Реестр отечественного ПО. Это известная проблема, которая пока не до конца решена. Но мы видим положительные тенденции. Реестр постепенно очищается от псевдороссийского программного обеспечения. При этом российское проприетарное ПО хорошо развивается и постепенно занимает все бОльшую долю рынка. Этот тренд будет еще более заметен в ближайшие годы.
— Как по итогам 2023 года вы оцениваете состояние рынка управления и обработки данных в РФ и его объем, каким был рост рынка год к году? И как изменился подход к работе самих российских вендоров за этот год?
— По прогнозу ЦСР к 2027 году объем рынка должен вырасти в несколько раз, до 170 млрд руб. В целом это совпадает с нашей оценкой объемов бизнеса, который в России преимущественно занимали иностранные вендоры: Oracle, SAP, Microsoft, IBM в части дата-продуктов.
Говоря об итогах 2023 года, продажи продуктов Arenadata выросли на 50–60% год к году в зависимости от компаний группы. По нашим оценкам, весь рынок растет приблизительно на 30% в год, ведущие вендоры обгоняют рынок.
— Когда этот тренд по росту рынка выйдет «на полочку»?
— Мы не видим плато на рынке данных в ближайшие несколько лет. Наш рынок драйвит не только импортозамещение. Этот фактор вполне предсказуем: срок условной амортизации уже работающих технологических решений в области управления данными около пять лет. Таким образом основная волна замены зарубежных продуктов будет длиться до 2027 года. Также на рынок влияет рост популярности работы с данными. Я говорю о тренде по развитию продуктов на основе ИИ, больших языковых моделей и так далее. Такие решения интересны компаниям из самых разных секторов. И каждый год мы видим, что бизнес все больше инвестирует в работу с данными.
— Как вы оцениваете текущую позицию Arenadata на рынке?
— Мы на первом месте в сегменте аналитических СУБД, в остальных категориях входим в тройку лидеров, данные ЦСР это подтверждают. Если говорить о широте продуктового портфеля, то Группа Arenadata здесь номер один.
— На ваш взгляд, насколько удачно сегодня российским разработчикам удается обеспечивать миграцию крупнейших потребителей СУБД на отечественные продукты и с какими проблемами вендоры решений сталкиваются при реализации таких проектов?
— Мы научились осуществлять любые, даже самые крупные миграции. Я говорю не только про Arenadata, но и про другие компании рынка, есть широкий инструментарий и набор методологий для обеспечения быстрого и безопасного перехода с западных систем управления базами данных на российские. Миграция уже давно не является трудностью.
— Ряд опрошенных мной IT-компаний и профильных ассоциаций видит одной из проблем на рынке ПО излишне развитую внутреннюю разработку: крупные компании предпочитают самостоятельно разрабатывать решения под свои нужды, а затем выводить их на внешний рынок, что снижает доходы профильных компаний. Какой у вас взгляд на эту ситуацию?
— Пока нет ни одного успешного кейса, когда компания с развитой внутренней разработкой удачно вывела продукт на рынок и смогла конкурировать с профильными игроками. Рыночный успех в таких ситуациях невозможен — это показывает и сложившаяся практика, да и общая логика.
С точки зрения бизнес-процессов, если собственный акционер является заказчиком твоего продукта, он всегда будет в приоритете, то есть это явно нерыночная история. Да, такие компании выделяют свои IT-подразделения в отдельные юрлица, получают государственную поддержку, но реальной конкуренции профильным игрокам они не создают. Чем они действительно мешают жить, так это тем, что забирают с рынка профильные IT-кадры и лишают профильных игроков возможности поставить им свой продукт.
— Какие ставите перед собой задачи на ближайшее время?
— Планируем продолжить тренды последних лет. Это сохранение ежегодных темпов роста выручки компании более 40%, развитие текущих продуктов, а также существенное расширение продуктовой линейки, например MDM-системы для централизации управления информацией на рабочих портативных устройствах, BI-продукты, упрощающие анализ данных.
Будем расширять адресуемый рынок за счет расширения нового класса продуктов. В том числе нас интересуют возможности приобретения перспективных команд на рынке. Мы пока не готовы говорить о каких-то конкретных сделках, но в целом считаем их возможными.
— В сентябре 2023 года вы говорили о том, что у Arenadata есть хороший экспортный потенциал, как он был реализован в прошлом году и какие у компании планы на 2024 год?
— Уже тогда нам удалось совершить первые сделки на рынках дружественных стран в СНГ — это Казахстан, Азербайджан, Белоруссия и т. д. Сегодня мы пошли чуть дальше, решив выйти на рынки Египта и Юго-Восточной Азии: сейчас мы на этапе выбора партнеров, которые будут предлагать наши продукты на местных рынках. У нас есть хорошие перспективы: продукты Arenadata универсальны и не имеют привязки к российскому рынку. К тому же техподдержка компании работает круглосуточно на русском и английском языках. С точки зрения конкурентоспособности наши продукты не уступают решениям западных вендоров, которым к тому же мы можем обеспечить удобную и бесшовную миграцию. Еще один фактор, играющий в нашу пользу на зарубежных рынках,— это опасения у ряда игроков повтора событий, произошедших в России. Компании боятся, что однажды западные вендоры могут одномоментно отключить их от своих решений.
— Но у крупных зарубежных вендоров достаточно средств, чтобы при конкуренции с вами демпинговать. Что с этим можно сделать?
— С учетом того что мы хорошо зарабатываем на домашнем рынке, мы тоже можем позволить себе ценовую конкуренцию при работе в других регионах без ущерба для результативности бизнеса.