Грузы переместились на РЖД

Как конфликт в Красном море повлиял на транзитные перевозки

РЖД выиграла от кризиса в Красном море. Атаки хуситов на торговые суда привели к росту перевозок по России. Как пишет Financial Times со ссылкой на DHL, с декабря 2023 года количество запросов на транспортировку таким маршрутом увеличилось на 40%. Этот путь занимает вдвое меньше времени, чем альтернативный через мыс Доброй Надежды.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Впрочем, нагрузка на сеть существенно не вырастет, и тарифы РЖД поднимать не станет, отметил руководитель отдела логистики компании «Орлан» Арман Гаспарян: «Для нашей экономики это хорошо, что транзитная инфраструктура работает, эти планы давно реализовывались. Говорить о том, что сейчас ж/д будут перегружены, я бы не стал только потому, что объемы и возможности инфраструктуры и ранее позволяли перевозить европейские грузы транзитом через Россию. Поэтому какой-то особой нагрузки на трафик мы не увидим и по ставкам сильно не вырастем, максимум — до 5%».

Но не все логистические компании готовы использовать российские железнодорожные маршруты, в их числе, например, датская Maersk. Спрос на перевозки по России действительно мог быть и выше, но западные компании не хотят рисковать, связываясь с российскими партнерами, отметила генеральный директор компании «Трансгид» Ксения Черникова: «Европейские компании стараются не связываться с российскими перевозчиками чаще всего из-за санкций.

Спрос действительно есть из-за конфликта в Красном море, и многие перевозчики выбирают этот путь, либо через мыс Доброй Надежды. Вообще, сейчас транзит увеличился не так значительно. Если в 2021 году он составлял порядка 1,1 млн TEU, то сейчас находится на уровне в 150-200 TEU».

На серьезную сверхприбыль участники российского рынка перевозок не рассчитывают еще и потому, что китайские суда свободно проходят Красное море, отметил учредитель компании VIG Trans Игорь Ребельский: «Нет каких-то сильных простоев на границе или системных бросаний поездов, как мы видели до этого. На этом фоне сильного роста не возникает, хотя единичные случаи, конечно, присутствуют. Каких-то проблем на текущий момент нет, все морские линии, которые идут из Китая, в России проходят через Суэцкий канал, они заранее уведомляют местных о своем прохождении и принадлежности, и никто в таком случае их не трогает».

Вместе с тем в феврале РЖД сообщали о росте железнодорожных перевозок с Китаем на 36%. В прошлом году перевезли рекордные 161 млн тонн. Такую динамику компания объяснила активной эксплуатацией погранпереходов.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Иван Корякин

Вся лента