Расчет окончен
Социологи поделились финальными прогнозами на президентские выборы
В понедельник социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и Института социального маркетинга (ИНСОМАР) представили свои «электоральные расчеты» итогов выборов президента 15–17 марта. По их оценке, явка превысит 70%, а Владимир Путин наберет более 80% голосов. Разрывы же между остальными кандидатами настолько малы, что вторым может стать любой из них, хотя пока во всех расчетах эту позицию занимает Николай Харитонов (КПРФ). Сложившийся расклад сил эксперты объясняли разными причинами, включая «консолидацию вокруг флага» и отсутствие энергии у кандидатов, помимо Владимира Путина.
Презентуя свои доклады на круглом столе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) 11 марта, все социологи подчеркивали, что речь идет об «электоральном расчете». Как пояснил гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров, этим термином обозначается модель прогноза с минимальным экспертным элементом, то есть по большей части расчет основан именно на работе с данными опросов, в ходе которой к тем или иным значениям, полученным в ходе полевых исследований, могли применяться понижающие или повышающие коэффициенты. «Например, информированность о дате выборов. Если человек не знает ее, но говорит, что пойдет, то коэффициент понижающий»,— привел пример социолог. Если же респондент говорит, что на выборы не пойдет, но интерес к выборам у него высокий, то используется уже повышающий коэффициент.
В итоге, по расчетам ВЦИОМа, основанным на результатах инициативного всероссийского телефонного опроса 1,6 тыс. человек 6 марта (статистическая погрешность не превышает 2,5%), явка на выборах составит 71%. «Мы могли пойти безопасным путем и дать диапазон. Но потом решили сделать ставку в этой азартной игре»,— признался господин Федоров. Результаты кандидатов, по мнению ВЦИОМа, будут следующими: Владимир Путин (самовыдвиженец) — 82% голосов, Николай Харитонов (КПРФ) — 6%, Владислав Даванков («Новые люди») — 6% (но все же чуть меньше коммуниста), Леонид Слуцкий (ЛДПР) — 5%, а еще 1% избирателей испортят бюллетени. Впрочем, добавил Валерий Федоров, разница между тремя партийными кандидатами фактически находится в рамках статистической погрешности, поэтому можно было просто дать им всем один возможный диапазон. «Но это неинтересно»,— сказал социолог.
Данные ФОМ (основаны на результатах инициативного всероссийского поквартирного опроса 1,5 тыс. респондентов, проведенного 4–6 марта в 53 субъектах РФ, статистическая погрешность не превышает 3,6%) представляла Лариса Паутова, и они оказались похожими. Так, расчетная явка составила 69,8%, а Владимир Путин может набрать 80,8%.
Как и у ВЦИОМа, разрывы между остальными кандидатами не выходят за рамки статпогрешности: второе место с результатом 5,7% займет Николай Харитонов, далее идут Леонид Слуцкий (5,6%) и Владислав Даванков (4,6%), испортят бюллетени 3,3% избирателей.
Госпожа Паутова отдельно отметила, что смысла в прогнозе не было именно из-за маленькой разницы показателей кандидатов «второго эшелона».
Наконец, ИНСОМАР и его представитель Виктор Потуремский представили расчет, базирующийся на инициативном телефонном опросе 3 тыс. респондентов по общероссийской выборке, проведенном 6–7 марта (максимально возможная погрешность не более 1,78%). По этим данным, явка составит 71,7%, Владимир Путин наберет 80,2% голосов, Николай Харитонов — 6,3%, Леонид Слуцкий — 5,6%, Владислав Даванков — 5,1%, испортят бюллетень — 2,8%.
Участники круглого стола неоднократно подчеркивали, что, несмотря на предложенное социологами ранжирование кандидатов от оппозиционных парламентских партий, минимальный разрыв между ними говорит о том, что занять второе место может любой из них. Объяснить же, почему так получилось, попытались присутствовавшие на обсуждении политологи.
«Видим полный консенсус между социологами. Результат кандидата Владимира Путина, очевидно, переходит рубеж 80%. Высокий уровень явки говорит о яркой демонстрации консолидации общества»,— отметил представитель ЭИСИ Фирдус Алиев.
«80%, которые, по расчетам социологов, набирает на выборах Владимир Путин, соотносятся с большим количеством текущих факторов кампании. Его доминирование в смысловой повестке абсолютно. Это можно связать и с "консолидацией вокруг флага", очень высоким уровнем поддержки, что позволяет говорить о максимальной естественности социологических данных»,— объяснял руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Он также отметил, что другие кандидаты говорили о прошлом и настоящем, а господин Путин (в своем послании) — о будущем, причем с конкретными временными рамками. Кроме того, всем партийным кандидатам, по оценке эксперта, так и не удалось «отстроиться» от своих партий и показать свою индивидуальность и человечность.
«Важный фактор — фактор энергетики. Мы с коллегами были на послании президента и обменивались мнениями между собой, с депутатами обеих палат парламента, губернаторами. Общее мнение: видали, какая энергия хлещет от президента!» — выдвинул новую версию политконсультант Евгений Минченко. По его мнению, Николай Харитонов говорил то, чему его учили в «высшей партийной школе», а кандидатам Слуцкому и Даванкову на этом фоне нужно было быть «немного отвязнее», но им не хватило куража. Господин Минченко признал, что Владимир Путин фактически забрал себе часть традиционного электората других партий, и от этого, по мнению эксперта, больше всех пострадал Николай Харитонов.
«Ъ» отдельно поинтересовался у Алексея Чеснакова и Евгения Минченко, может ли кто-то из кандидатов получить прибавку за счет тех людей, которые до голосования не определились с выбором. Валерий Федоров на круглом столе оценил долю таких избирателей как не превышающую 10%.
«Если экстраполировать предыдущие социологические данные, то экзит-полы 2021 года (на выборах в Госдуму.— “Ъ”) показывали, что многие бюджетники, которые приходили в первый день, голосовали за "Новых людей",— ответил господин Минченко.— То есть логика была такая: "А давайте попробуем что-нибудь новенькое без высокого антирейтинга". Поэтому я думаю, что наибольшие шансы собрать этих неопределившихся, которые принимают решения в последний день, у Даванкова как кандидата с наименьшей узнаваемостью и нетипичной стилистикой». А вот господин Чеснаков считает, что такого кандидата выделить нельзя: «Невозможно прогнозировать перетоки на таких минималках».
Под занавес дискуссии свою неожиданную интерпретацию приведенных электоральных расчетов дал и Валерий Федоров: «Ключ к пониманию этой кампании — ее референдумный характер. Она ровно такой и проектировалась. В условиях того, что у нас два года идет специальная военная операция и неизвестно, сколько она еще продлится, другой кампании быть не могло. Некоторые другие страны в таких ситуациях вообще выборы отменяют»,— резюмировал глава ВЦИОМа.